Международный опыт проведения сельскохозяйственной переписи
В 2006 году в нашей стране пройдёт Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Последний раз подобное крупномасштабное мероприятие проводилось в 1920 году.
Мировая практика свидетельствует, что сельскохозяйственные переписи целесообразно проводить каждые пять-десять лет. В Австралии, Великобритании и Новой Зеландии сельскохозяйственная перепись проводится ежегодно, в Германии и Голландии - каждые четыре года, в США и Канаде - раз в пять лет. В России согласно законопроекту сельскохозяйственная перепись будут проводиться не реже чем один раз в десять лет.
В некоторых странах, например, в Польше, сельскохозяйственная перепись является обязательной для всех ее участников - юридических и физических лиц, а в Германии с тех, кто откажется предоставлять переписчикам информацию, по закону можно потребовать штраф. В других странах перепись - дело добровольное. В России – участие в сельскохозяйственной переписи для юридических лиц является обязательным, а для физических лиц - добровольным.
В соответствии с требованиями Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН) переписными работами необходимо охватить производителей, дающих 95-98 процентов валового выпуска сельскохозяйственного производства. Это означает, что объектами переписи становится большинство сельскохозяйственных производителей страны, что связано со значительными финансовыми, материально – техническими и трудовыми затратами. Однако международный опыт выработал рекомендации и способы по их сокращению. К ним, во-первых, относится совмещение сельскохозяйственной переписи с переписью населения (так, например, поступают в Канаде), во-вторых, исключение из переписных работ мелких сельскохозяйственных единиц, для чего устанавливаются так называемые «пороговые значения» (или цензы) тех или иных характеристик ресурсного потенциала или хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производителей, при достижении которых последние относятся к объектам переписи.
Ценз устанавливается как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральных показателях. Например, в США это реализация продукции на сумму свыше 1 тысячи долларов; в Германии – не менее 2 гектаров сельскохозяйственных угодий, или 8 голов крупного рогатого скота, или 20 овец, или 200 кур – несушек, или 30 аров земли под фруктовыми посадками, или табаком, или овощами в открытом грунте, или цветами, или 3 ара под теплицами, или не менее 10 гектаров леса. Величина порогового значения изменяется со временем в сторону укрупнения размеров единиц. В США, где перепись проводится с середины 19 века, пороговое значение пересматривалось 8 раз. В Германии ценз пересмотрен в 1998 году и увеличен по площади сельскохозяйственных угодий с 1 гектара до 2 гектаров. Когда не имеется достоверного представления о дифференциации сельскохозяйственных единиц по размерам, пороговое значение при определении объектов переписи может не учитываться. Например, в Германии в 1999 году переписью были охвачены все сельхозпроизводители независимо от установленного порогового значения.
Специальные законы о сельскохозяйственной переписи существуют в США, Германии, Польше, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Литве, Кыргызстане. В законодательстве определены вид и частота переписей, обязанности государственных органов по их организации, обязательность участия в переписи сельскохозяйственных производителей, обеспечение конфиденциальности собираемых данных, принципы установления порогового значения для отнесения сельхозпроизводителей к объектам переписи, содержательную часть переписных листов. Большинство из указанных аспектов было учтено при разработке проекта Федерального закона «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
Всеобщая сельскохозяйственная перепись, проводимая на всей территории страны по единой методологии, станет для власти, для общества подробным индикатором того, что происходит в сельском хозяйстве. Сведения, полученные в результате переписи, будут использованы для выработки стратегии развития агропромышленного комплекса России.
Зарубежный опыт проведения сельскохозяйственных переписей
В большинстве стран мира сельскохозяйственная перепись представляет собой единовременную государственную акцию, проводимую на всей территории страны по единой методологии. Она является обязательным элементом сельскохозяйственной статистики. Без всеобщей переписи невозможно получить наиболее полную информацию о тех процессах, которые происходят в сельском хозяйстве страны, а следовательно, и сформировать эффективную аграрную и продовольственную политику.
Проведение сельхозпереписи поддерживается правительствами всех государств с развитым аграрным сектором экономики. Активное содействие при подготовке масштабного исследования оказывает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО ООН). ФАО ООН раз в десять лет объявляет очередной раунд проведения сельскохозяйственных переписей, в соответствии с ее рекомендациями в развитых аграрных странах сельхозпереписи проводятся не реже одного раза в 5-10 лет. В настоящее время в Австралии и Новой Зеландии перепись проходит каждый год, в Германии и Голландии - раз в четыре года, в США и Канаде - каждые пять лет.
Среди основных целей, которые преследует сельхозперепись, можно выделить следующие:
1. Формирование генеральной совокупности сельскохозяйственных единиц страны, создание базы для выборочных обследований в межпереписной период.
2. Получение данных о структурных изменениях в аграрном секторе, в том числе, в системе имущественных отношений и ресурсном обеспечении.
3. Исследование сельского хозяйства административных образований для совершенствования местного самоуправления и рациональной организации муниципального хозяйства.
Кроме того, в некоторых странах сельскохозяйственная перепись призвана решать и другие задачи. Например, в Китае она позволяет выяснить наличие в сельских поселениях объектов социальной и инженерной инфраструктуры. В Евросоюзе аграрии рассматриваются не только как основные производители сельхозпродукции, но и как создатели определенных общественных благ. Речь идет о сохранении и развитии сельского образа жизни и культуры, а также исторически сложившихся ландшафтов, об охране окружающей среды, предоставлении рекреационных услуг и т.д. Так, в Германии в 1999 году в анкету был включен вопрос о том, сдают ли фермеры жилье туристам и отдыхающим.
Отметим, что ФАО ООН требует охватывать переписными работами производителей не менее 95-98% сельскохозяйственной продукции страны. Казалось бы, это условие практически не оставляет возможности сократить расходование бюджетных средств. Тем не менее, за годы проведения переписей были выработаны методики финансовой экономии. В Канаде, например, предпочитают совмещать сельскохозяйственную перепись и перепись населения. Вместе с тем нередко из числа объектов исследования исключаются мелкие сельхозпроизводители. Для этого устанавливают так называемые «пороговые значения», которые могут выражаться как в денежных единицах, так и в натуральных показателях.
Например, в США в сельскохозяйственной переписи участвуют только те производители, которые ежегодно реализуют продукции на сумму не менее 1 тыс. долларов. В Германии потенциальный участник переписи должен иметь в своем распоряжении хотя бы одно из нижеперечисленных благ:
1. не менее 2 га сельскохозяйственных угодий;
2. не менее 8 голов крупного рогатого скота;
3. не менее 20 овец;
4. не менее 200 кур-несушек;
5. не менее 30 аров (1 ар = 0,1 га) земли под фруктовыми посадками, или табаком, или овощами в открытом грунте, или цветами;
6. не менее 3 аров земли под теплицами;
7. не менее 10 га леса.
Со временем величина «порогового значения» увеличивается, т.е. единицы наблюдения становятся крупнее. Достаточно сказать, что в США этот показатель пересматривался уже восемь раз.
Несмотря на то что необходимость сельхозпереписи для развития сельского хозяйства признана всеми, многие страны не проводят ее по ряду причин. Для развивающихся стран — это очень дорогое мероприятие, которое они не в состоянии финансировать. В развитых странах часто имеются альтернативные источники информации, кроме того, существует озабоченность проблемой «нагрузки на респондентов».
Такие страны как СССР и Китай на протяжении многих лет имели существенно отличавшиеся от экономически развитых государств системы сельскохозяйственной статистики, так что они не ощущали необходимости в организации переписи, поскольку необходимая информация была доступна из административных источников. Процесс реструктуризации в сельском хозяйстве привел к тому, что эти страны столкнулись с проблемой необходимости сбора данных о большом количестве сельских домохозяйств, которые не ведут бухгалтерского учета.
Во многих странах проведение сельскохозяйственной переписи регламентируется специальным законом. В Германии и Болгарии, например, они приняты, несмотря на наличие в этих государствах общих законов о статистике, где прописана необходимость проведения сельскохозяйственной переписи. Специальные законы обычно определяют содержательную часть переписных листов, частоту проведения переписи, обязанности государственных органов по ее организации, обеспечивают конфиденциальность собираемых данных. Кроме того, во многих странах, например, Германии, Литве, Эстонии, Болгарии и Польше закон устанавливает обязательность участия в переписи указанных в законе сельхозпроизводителей. В некоторых из них - в текст документа внесен пункт о наложении штрафа за отказ от участия в переписи.
В последнее время сельхозпроизводителям во всем мире приходится постоянно подстраиваться под изменения, диктуемые глобализацией рынков и растущими требованиями потребителей относительно качества и безопасности продуктов. Сельскохозяйственная перепись помогает измерить влияние этих изменений на конечную продукцию, окружающую среду и методы ведения сельского хозяйства. Благодаря переписи местные власти получают важную информацию, которая является базовой при принятии руководящих решений в различных сферах сельской жизни.
Кроме того, во многих странах, особенно европейских, сельскохозяйственная перепись входит в число их международных обязательств. Так, каждая страна, входящая в Евросоюз, организует масштабное обследование аграрного сектора экономики, учитывая рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН) и согласуясь с законодательством ЕС. Результаты переписи служат инструментом оценки действенности проводимой аграрной политики и незаменима при подготовке переговоров с ВТО и другими международными организациями.