Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krchet.cap.ru/
Болгария
Нормативной базой проведения переписных мероприятий является закон «О сельскохозяйственной переписи», принятый 12 февраля 2003 года. Он детально регламентирует все, что связано с подготовкой, организацией и проведением масштабного обследования аграрного сектора экономики.
В ходе переписи не учитываются те хозяйства, в которых только собираются дикорастущие грибы, плоды, травы, а также оказывающие различного рода услуги и ведущие переработку сельскохозяйственной продукции. Закон предусматривает обязательность участия в переписи сельхозпроизводителей и штраф за непредоставление или предоставление недостоверной информации в размере до 300 левов (примерно 153 евро). Жесткие санкции предусмотрены к переписчикам, контролерам и должностным лицам за неисполнение своих обязанностей (штраф от 250 до 500 левов) и использование собранных сведений в корыстных целях (штраф от 2000 до 6000 левов).
Надо сказать, что болгарская сельскохозяйственная перепись 2003 года проходила впервые после значительных экономических преобразований в стране. Она была организована в соответствии с требованиями ЕС. Как известно, Болгария планирует стать частью объединенной Европы уже в 2007 году.
Целью переписи было определение ресурсного потенциала сельского хозяйства и составление полного регистра сельхозпроизводителей. Собирать информацию о доходах и финансовом состоянии аграриев не планировалось. Был подготовлен единый переписной лист для всех категорий сельских тружеников. Непосредственный опрос владельцев хозяйств проводился счетчиками.
Интересно, что в рамках подготовительных мероприятий была осуществлена аэрофотосъемка. В преддверии переписи особое внимание было уделено организации работы местных переписных комиссий, представлявших собой первичное звено сбора информации. Их членами становились активисты и общественники, хорошо знающие население и сельское хозяйство данной территории. В случае необходимости они помогали переписным бригадам находить расположение тех или иных хозяйств. Возглавляли комиссии, как правило, мэры населенных пунктов или их заместители.
Что касается работы счетчиков, то в этом отношении были выработаны строгие указания. Перед их посещением сельхозпроизводителю в обязательном порядке сообщалось о дате посещения и имени интервьюера. Каждому переписчику необходимо было иметь при себе служебную карту с подписью, фотографией и печатью. Кроме того, он должен был обладать средним специальным или высшим сельскохозяйственным образованием.
Кстати, к переписной деятельности были привлечены и те работники, которые принимали участие в последней переписи населения и жилого фонда. Важно было соблюсти условие, чтобы интервьюеры были знакомы с людьми, проживающими на данной территории. Всего удалось подготовить 4 300 интервьюеров и 430 контролеров. Нагрузка на одного переписчика в среднем по стране составляла 250 анкет. Всего переписью было охвачено 900 тысяч хозяйств, численность переписываемых хозяйств варьировалась в зависимости от области от 72 145 до 10 692.
Польша
В этом государстве участие в сельскохозяйственной переписи является обязательным как для юридических, так и для физических лиц. Такое положение прописано в принятом сеймом законе «О всеобщей сельскохозяйственной переписи». Впрочем, помимо штрафных санкций используется и более эффективный метод - реальная заинтересованность в предоставлении информации. Дело в том, что землевладелец, ведущий самостоятельную хозяйственную деятельность, получает право на государственное пенсионное обеспечение.
Отметим, что в Польше переписи подлежат все юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, являющиеся пользователями сельскохозяйственных земель площадью свыше 1 га или владеющие домашним скотом. При этом их основной вид деятельности может не иметь никакого отношения к аграрному сектору.
Закон предусматривает как обязательное предоставление данных, так и гарантии полной конфиденциальности информации. Данные переписи распространяются только в обобщенном виде и могут использоваться только для нужд статистики. Предоставление или использование данной информации в иных целях влечет за собой уголовную ответственность сроком до трех лет. Переписчики допускаются к работе только после прохождения обучения и принесения письменной присяги.
Венгрия
В Венгрии существует давняя практика масштабных переписных мероприятий в сельском хозяйстве, проводившихся в 1895, 1935, 1972, 1991 и 2000 гг. (в последнем случае — с учетом программы ФАО ООН). Такой интерес к сельскому хозяйству обусловлен тем, что эта отрасль экономики играет значительную роль в жизни страны: продукция агропромышленного комплекса составляет от 10 до 15% внутреннего валового объема, она обеспечивает до 20% экспортных доходов.
В структуру сельского хозяйства Венгрии входит огромное число малых семейных хозяйств на фоне сохранения крупных производственных единиц, значительное количество малых и средних сельскохозяйственных единиц, сформировавшихся в послереформенный период, для него характерны устойчивые интеграционные связи мелких и общественных хозяйств.
Основной целью сельскохозяйственной переписи 2000 года в Венгрии было обследование экономической структуры, сформировавшейся в результате реприватизации земельной собственности, а также сбор демографических данных по сельхозпроизводителям. В связи с этим в 1999 году был принят специальный закон «О сельскохозяйственной переписи».
Было решено, что перепись должна охватить хозяйства, производящие не менее 99% валовой продукции аграрного сектора. При этом главная проблема заключалась в охвате переписью огромного числа мелких хозяйств, производящих продукцию с низкой валовой стоимостью и ориентированную, в основном, на внутреннее потребление. Среди прочих, были переписаны и домохозяйства в городах, имеющие и получившие сельхозугодья в ходе реституции или реорганизации крупных сельскохозяйственных единиц. Для этого были использованы данные Службы земельного регистра.
В ходе переписи интервьюеры посетили 2,1 млн домохозяйств (более 60% от общего числа). Из них только 960 тыс. - соответствовали пороговому уровню учета (1 лошадь или 1 корова, или 50 голов птицы). Любопытно, что 300 тыс. владений, в которых побывали счетчики, вообще не вели никакой сельскохозяйственной деятельности.
В опросных листах большинство показателей соответствовало нормам ЕС. Вместе с тем были существенно расширены вопросы по землепользованию. Например, запрашивалась информация по категориям землепользования, а также по садово-огородным участкам. Чтобы определить, какое количество домохозяйств ориентировано на товарное производство, в анкеты были включены вопросы о целях ведения сельскохозяйственной деятельности. Проводился сбор данных по демографическим характеристикам владельцев домохозяйств и членов их семей, а также всех лиц, так или иначе вовлеченных в сельскохозяйственное производство. Также был расширен перечень вопросов о сроках эксплуатации, количественном и качественном состоянии основных фондов.
Следует подчеркнуть, что доработка опросных листов велась в рамках широкой общественной дискуссии. Учитывались мнения потенциальных пользователей данных переписи и научного сообщества. В дальнейшем всеобщие сельскохозяйственные переписи планируется проводить раз в 5-10 лет.