Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krchet.cap.ru/
Петров День считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, свидетельствующие о приближении осени. По русским поверьям, в Петров День св. Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п. Болгары верили, что после Петрова Дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти. В южнорусских губерниях на рассвете Петрова Дня люди ходили «караулить солнце»: смотреть, как при восходе оно «играет», переливаясь разными цветами. У восточных славян (особенно у русских) в ночь на Петров День часто совершались бесчинства.
У южных славян (особенно широко в Хорватии) в Петров День часто жгли костры. Пастухи зажигали огромные факелы и носили их вокруг загонов со скотом. Иногда Петров День был одним из нескольких летних праздников, когда принято было жечь костры (наряду с Ивановым и Видовым днями). Пастухи совершали действия, призванные защитить скот: они плели венки, которыми украшали скот, загоны и изгороди, вешали венки на молочную посуду и т.п.
До Петрова Дня во многих славянских традициях соблюдался запрет есть фрукты нового урожая, главным образом яблоки. Сербы из окр. Болевца полагали, что в Петров День св. Петр на небе делит фрукты
между умершими детьми. Верили, что в Петров День св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишается яблока. В Петров День матери, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, раздавали в память об умерших или устраивали угощение для соседских детей, и только после этого запрет есть фрукты снимался.
Кое-где у южных славян в Петров День совершалось коллективное заклание животного (вола, петуха и др.) и последующее пиршество (ср. Братчина).
В России на Петров День молодожены посещали родителей невесты; поскольку к Петрову Дню кончался Петров пост, то говорили, что молодожены приходят «на сыры». К этому дню отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли и дарил ей в Петров День, чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе.