20 июня 2002 года N 19
ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
6 июня 2002 года
(в ред. Законов ЧР
от 18.10.2004 N 28, от 05.10.2006 N 46, от 19.07.2007 N 47)
Настоящий Закон регулирует отношения в области обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Чувашской Республики. Закон призван способствовать решению общественно-политических, социальных и экономических проблем в Чувашской Республике на основе приоритета обеспечения экологической безопасности при осуществлении всех видов деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
экологическое бедствие - чрезвычайная экологическая ситуация, характеризующаяся необратимыми изменениями окружающей среды и условий жизнедеятельности граждан;
экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
(в ред. Закона ЧР от 19.07.2007 N 47)
расселение - распределение или перераспределение людей по территории республики, включая размещение граждан с учетом их миграции, с целью образования рациональной сети населенных пунктов;
специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики - орган исполнительной власти Чувашской Республики, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
субъект экологической опасности - юридическое или физическое лицо, деятельность которого создает или может создать экологически опасную ситуацию;
чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опасная ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, окружающей среды обязательного принятия экстренных мер для ее устранения.
Статья 2. Законодательство об обеспечении экологической безопасности
Законодательство Чувашской Республики об обеспечении экологической безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Чувашской Республики и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.
Статья 3. Основные принципы обеспечения экологической безопасности
Обеспечение экологической безопасности в Чувашской Республике осуществляется на основе следующих принципов:
обеспечение качества окружающей среды, не опасного для состояния здоровья человека и его жизнедеятельности;
государственная поддержка мероприятий по оздоровлению окружающей среды;
приоритетность обеспечения экологической безопасности;
сохранение естественных экологических систем, биологического разнообразия, природных ландшафтов;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
баланс, оптимальное соотношение территорий, занимаемых различными видами природно-хозяйственных комплексов;
сохранение способности биосферы, ее компонентов обеспечивать свою устойчивость;
системность в обеспечении экологической безопасности, предусматривающая охват всех субъектов экологической опасности, все виды природных ресурсов и источников воздействия на окружающую среду.
Статья 4. Объекты обеспечения экологической безопасности
Объектами обеспечения экологической безопасности являются:
человек с его правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния территории Чувашской Республики;
природные ресурсы и окружающая среда как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Приоритетность обеспечения экологической безопасности
Государственная политика Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности предусматривает единство и согласованность действий органов государственной власти Чувашской Республики с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с целью обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации в целом.
Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики должна обеспечивать на территории республики сохранение биосферы, всех ее компонентов на региональном и локальном уровнях, сохранение условий жизнеобеспечения общества.
Государственная политика в области обеспечения экологической безопасности предусматривает планомерное понижение уровня экологической опасности. Установление требований к обеспечению экологической безопасности менее жестких, чем установленные действующим законодательством, не допускается.
При формировании и реализации экономической стратегии развития Чувашской Республики экологическая безопасность должна обеспечиваться в приоритетном порядке.
Статья 6. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности
Экологическая безопасность в Чувашской Республике обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
проведением государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
проведением научных исследований в области обеспечения экологического благополучия граждан;
проведением экологического аудирования объектов экологической опасности;
разработкой и выполнением мероприятий по снижению экологической опасности, представлением отчетности о выполнении этих мероприятий;
регулярным информированием граждан об экологической опасности, мерах по ее устранению, о состоянии экологической обстановки в республике в целом и на территориях муниципальных образований.
Статья 7. Профилактические меры по обеспечению экологической безопасности
Обязательными профилактическими мерами по обеспечению экологической безопасности являются:
реализация республиканских программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
(в ред. Закона ЧР от 18.10.2004 N 28)
развитие системы государственного экологического нормирования;
абзац утратил силу. - Закон ЧР от 18.10.2004 N 28;
проведение инвентаризации источников воздействия на окружающую среду;
расчет и определение зон экологической опасности и экологического риска вокруг объектов экологической опасности;
организация непрерывного процесса экологического образования и воспитания граждан, экологическая пропаганда.
Статья 8. Экологически опасные виды деятельности. Зонирование территории
С целью ведения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду на территории Чувашской Республики специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики ведет перечень экологически опасных видов деятельности и экологически опасных объектов.
Выявление критических, неблагоприятных, ограниченно благоприятных и благоприятных для хозяйственного освоения участков территории республики определяется зонированием.
Территория Чувашской Республики делится на зоны:
по уровню экологической опасности с учетом экономических и социальных условий, а также состояния здоровья граждан; для каждой из зон устанавливаются требования обеспечения экологической безопасности;
по видам природохозяйственных комплексов с учетом степени нарушенности природных экосистем.
Порядок зонирования определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Статья 9. Обеспечение экологической безопасности при производстве продуктов и потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы, используемые гражданами промышленные товары должны отвечать требованиям обеспечения экологической безопасности и санитарным правилам.
Для охраны источников водоснабжения населенных пунктов, других водных объектов, курортов и лечебно-оздоровительных местностей, иных особо охраняемых природных территорий от загрязнения и других вредных воздействий устанавливаются санитарные, защитные и охранные зоны.
(в ред. Закона ЧР от 19.07.2007 N 47)
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 10. Вопросы ведения Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности
(в ред. Закона ЧР от 05.10.2006 N 46)
К ведению Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Чувашской Республики;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха на территории Чувашской Республики;
принятие законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление контроля за их исполнением;
Абзац вступил в силу с 1 января 2007 года (статья 4 Закона ЧР от 05.10.2006 N 46).
принятие нормативных правовых актов Чувашской Республики в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление контроля за их исполнением;
участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами производства и потребления;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами производства и потребления;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Чувашской Республики;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), в том числе за охраной атмосферного воздуха и в области обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Чувашской Республики, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Чувашской Республики, осуществляющих государственный экологический контроль;
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
введение ограничения на использование нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется Чувашской Республикой;
участие в подготовке и осуществлении противопаводковых мероприятий на территории Чувашской Республики;
контроль в установленном законодательством Российской Федерации порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Чувашской Республики;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Чувашской Республики в области обращения с отходами;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории;
получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Чувашской Республики;
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Чувашской Республики и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Чувашской Республики хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
Абзац вступил в силу с 1 января 2007 года (статья 4 Закона ЧР от 05.10.2006 N 46).
организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов республиканского уровня;
Абзац вступил в силу с 1 января 2007 года (статья 4 Закона ЧР от 05.10.2006 N 46).
осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому специально уполномоченным государственным органом Чувашской Республики;
информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности
Президент Чувашской Республики:
является гарантом обеспечения экологической безопасности в республике при принятии политических, социальных, экономических и иных решений;
осуществляет согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области обеспечения экологической безопасности;
содействует реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Чувашской Республики с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
(в ред. Закона ЧР от 18.10.2004 N 28)
осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области обеспечения экологической безопасности.
Государственный Совет Чувашской Республики:
определяет правовые основы деятельности в области обеспечения экологической безопасности;
определяет приоритетные направления в защите жизненно важных интересов граждан;
утверждает бюджетные ассигнования на финансирование реализации республиканских программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области обеспечения экологической безопасности.
Кабинет Министров Чувашской Республики осуществляет:
принятие и реализацию республиканских программ в области охраны окружающей среды, в том числе обращения с отходами производства и потребления;
(в ред. Закона ЧР от 05.10.2006 N 46)
создание и обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы республиканского значения;
участие в обеспечении населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Чувашской Республики;
(в ред. Закона ЧР от 05.10.2006 N 46)
участие в реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха на территории Чувашской Республики;
(абзац введен Законом ЧР от 05.10.2006 N 46)
регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
(часть третья в ред. Закона ЧР от 18.10.2004 N 28)
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности
(в ред. Закона ЧР от 18.10.2004 N 28)
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения экологической безопасности определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Экологический аудит
Для обеспечения экологической безопасности и снижения риска аварий объекты экологической опасности в установленном законодательством порядке подвергаются экологическому аудиту.
(в ред. Закона ЧР от 18.10.2004 N 28)
Экологический аудит может проводиться как на добровольной, так и на обязательной основе за счет средств заказчика аудита.
Статья 14. Возмещение причиненного вреда вследствие нарушения требований обеспечения экологической безопасности
Возмещение вреда, причиненного человеку и окружающей среде вследствие нарушения требований обеспечения экологической безопасности, производится в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 15. Ликвидация последствий экологически опасных ситуаций
Последствия экологически опасных ситуаций, в том числе отдаленные последствия, ликвидируются за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.
Статья 16. Информационное обеспечение экологической безопасности
Информацию об обеспечении экологической безопасности предоставляют специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики и, согласно федеральному законодательству, - органы местного самоуправления.
Граждане и общественные объединения имеют право на получение точных и достоверных сведений об источниках экологической опасности, экологически опасной деятельности, мерах по их профилактике и устранению в специально уполномоченном государственном органе Чувашской Республики.
Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 17. Утратила силу. - Закон ЧР от 18.10.2004 N 28.
Статья 18. Экологическое образование, воспитание и просвещение
В образовательных учреждениях Чувашской Республики осуществляется преподавание основ экологических знаний.
В соответствии с федеральным законодательством руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Органы государственной власти Чувашской Республики и средства массовой информации с целью повышения экологической культуры граждан осуществляют распространение эколого-правовой информации с учетом экологической ситуации в республике.
Статья 19. Расселение граждан
Планирование развития городов и других поселений на территории республики регулируется органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться меры по сохранению, восстановлению и увеличению площади зеленых насаждений и меры по санитарной очистке, обезвреживанию, утилизации, складированию, экологически безопасному удалению, переработке либо захоронению бытовых отходов.
Политика расселения граждан, проживающих в Чувашской Республике, осуществляется с учетом экологической ситуации, состояния санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и прогнозируемой динамики их изменения.
Расселение граждан, способное осложнить экологическую обстановку и санитарно-эпидемиологическую ситуацию в республике, не допускается.
Глава VI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 20. Источники финансирования
Финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых на реализацию республиканских целевых программ, а также из иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.
Глава VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 21. Целевые программы
Нормы и правила, предусмотренные настоящим Законом, должны учитываться при составлении программ социально-экономического развития Чувашской Республики. В целевых программах определяются сроки, этапы, источники финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности и предусматривается:
наложение определенных ограничений на развитие топливно-энергетических отраслей промышленности;
снижение ресурсоемкости всех действующих технологий;
применение природосберегающих технологий;
повышение экологической культуры граждан;
абзац утратил силу. - Закон ЧР от 18.10.2004 N 28;
ограничение размещения на территории Чувашской Республики новых вредных производств;
ограничение расширения нарушенных территорий (селитебных и промышленных зон) за счет земель лесного фонда и сельскохозяйственных угодий с повсеместным внедрением градостроительных решений интенсивного использования селитебных и промышленных земель;
решение иных задач по обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с федеральным законодательством обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты целевых программ Чувашской Республики, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
(часть вторая в ред. Закона ЧР от 19.07.2007 N 47)
Глава VIII. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
(в ред. Закона ЧР от 18.10.2004 N 28)
Статья 22. Межрегиональные отношения
Вопросы межрегиональных отношений, возникающие при исполнении настоящего Закона, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями Чувашской Республики с другими субъектами Российской Федерации.
Статья 23. Утратила силу. - Закон ЧР от 18.10.2004 N 28.
Глава IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА
Статья 24. Государственный контроль за исполнением настоящего Закона
Государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона осуществляют в пределах своей компетенции органы государственной власти Чувашской Республики и специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики.
Статья 25. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона
Субъекты экологической опасности, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Разрешение споров при исполнении настоящего Закона
Споры, возникающие при исполнении настоящего Закона, разрешаются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
20 июня 2002 года
N 19