Программа Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
Красночетайского района Чувашской Республики на 2008-2011 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Комплексная программа развития систем коммунальной инфраструктуры Красночетайского района Чувашской Республики на 2008-2011годы. |
ОСНОВАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММЫ |
Протокол совещания у Кабинета Председателя Министров Чувашской Республики №2 от 07.06.2006года. |
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ |
Администрация Красночетайского Чувашской Республики |
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ |
Отдел по развитию общественной инфраструктуры и ЖКХ администрации Красночетайского района |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ |
- Повышение эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения Красночетайского района района;
- внедрение энергосберегающих технологий;
- управление процессом доступности и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению;
- управление процессом уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при росте тарифов на услуги ЖКХ в соответствии с федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»;
- улучшение освещения улиц в населенных пунктах, дворов и многоквартирных домов;
- организация максимально достоверного учета потребления всех видов топливно- энергетических ресурсов;
- организация информационной открытости реализации программы;
-обеспечение условий для создания ТСЖ. |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
2008-2011годы |
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ |
- Отдел по развитию общественной инфраструктуры и ЖКХ администрации Красночетайского района;
- МУП Красночетайское ММППЖКХ
-сельские поселения ;
-ОАО «Чувашэнерго»;
-ОАО «Чувашсетьгаз». |
ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ |
Потребность финансовых ресурсов 923,23млн.рублей (прогноз),
из них: 22,81 млн. рублей - средства
федерального бюджета (прогноз);
826,01 млн. рублей - средства республиканского
бюджета (прогноз),
20,16 млн. рублей - средства местного
бюджета (прогноз),
54,25 млн. рублей – внебюджетные средства (прогноз).
|
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
- Реализация Программы позволит достичь:
-улучшения качества коммунального
обслуживания потребителей:
-ликвидации критического уровня износа
основных средств, к концу 2011 года будет
решена проблема замены и модернизации сетей
водоснабжения, водоотведения,
теплоснабжения, электроснабжения;
-газификация и электрификация районов новых застроек. |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРАЛЯ ЗА ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПРОГРАММЫ |
Контроль за исполнением программы осуществляет отдел по развитию общественной инфраструктуры и ЖКХ администрация Красночетайского района |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Районная целевая программа "Модернизация коммунальной инфраструктуры Красночетайского района Чувашской Республики в 2008-2011 годах" (далее - Программа) разработана в соответствии требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Программные задачи и мероприятия определены с учетом послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова депутатам Государственного Совета Чувашской Республики, предложений главы администрации Красночетайского района , а также стратегических задач развития района.
2. Введение
2.1. Краткая характеристика района
Красночетайский район расположен в 95 км от г. Чебоксары, центр района с. Красные Четаи.Географическое положение района обуславливает действие двух факторов: 1) большая удаленность от столицы республики ; 2) слабо развита промышленность района, что снижают инвестиционную привлекательность района.
Красночетайский район в силу относительной удаленности от крупных промышленных комплексов экологический чистый.
Рельеф местности слабохолмистое плато, расчлененное оврагами. Глубина эрозионного вреда составляет 30м.
Климат района умеренно-континентальный, с холодной продолжительной зимой и теплым летом.
Среднегодовая температура воздуха 3,0-3,6°С.
Среднемесячная температура января - 12,2-12,9°С, июля 18,3-19,1С°.
Абсолютный минимум температур - 44°С, максимум + 38С°.
Продолжительность периода со среднесуточной температурой выше 10С° длится с начала мая до середины сентября в течении 135-140 суток.
Количество осадков за год 490¸550 мм.
Осадки теплого периода составляют70% годовой суммы.
Устойчивый снежный покров образуется в середине ноября и лежит в течении 5 месяцев. Высота снежного покрова достигает 43 см.
Среднемесячное значение относительной влажности не превышает 65%, в ноябре-декабре до 85%, самые сухие месяцы – май, июнь.
Преобладающий ветер с западной стороны составляющей.
В холодную половину года увеличивается повторяемость юго-восточного ветра.
Среднегодовая скорость ветра 4,3 м/сек., весной и осенью увеличивается. Ежегодно на территории района отмечается скорость ветра до 18-10 м/сек, каждые пять лет – 23 м/сек.
Продолжительность отопительного периода - 7 месяцев (октябрь-апрель).
Средняя глубина промерзания почвы составляет 1,0 м, наибольшая -1,6м, наименьшая - 0,43м.
2.2. Охрана окружающей среды
В соответствии с целевой комплексной программой социально-экономического развития Красночетайского района Чувашской Республики на 2006-2010 годы предусматриваются инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на реконструкцию БОС канализации мощностью 700м3/сутки, строительство полигона ТБО в окрестностях д. Малиновка.
Реконструкция сооружений биологической очистки сточных вод вызвана крайне аварийным состоянием . Очистные сооружения построены в 1989 году проектной мощностью 700куб.м/сут. в составе компактной установки блока аэротенков и вторичных отстойников, и установки доочистки на песчаных фильтрах.
В составе очистных сооружений имеется полный комплекс зданий и сооружений вспомогательного назначения. За время эксплуатации стальные конструктивные элементы компактных установок подверглись коррозии и находятся в аварийном состоянии.
Очистные сооружения морально и физически устарели. Превышение загрязняющих веществ сверх разрешенных норм наносит непоправимый вред экологии и здоровью людей.
ТБО вывозятся только из села Красные Четаи Красночетайским ММППЖКХ в Шумерлинские и Яндринские полигоны. Необходимость в строительстве полигона ТБО обусловлена тем, что в других населенных пунктах ТБО вывозятся в несанкцированные свалки.
Строительство полигона ТБО обеспечит требуемую безопасную эксплуатацию объекта, а также позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку в районе. В прогнозируемом периоде основные действия службы экологического контроля должны быть направлены на взаимодействие с субъектами хозяйственной деятельности по проблемам охраны окружающей среды, осуществления природоохранных мероприятий, позволяющих сократить количество выбрасываемых в атмосферный воздух вредных веществ и сброса загрязненных сточных вод.
В прогнозируемом периоде основными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности будут:
-экологически безопасное размещение производительных сил;
- модернизация технологических процессов;
- обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;
- охрана и рациональное использование земельных ресурсов.
2.3. Санитарная очистка территории района
Сегодня в районе имеются ряд нерешенных вопросов в области утилизации ТБО. Решение таких задач, как:
- приобретение спецтехники для вывоза ТБО
- организация предварительной сортировки ТБО перед захоронением;
- внедрение отечественного и зарубежного опыта в области сортировки
и утилизации ТБО.
2.4 Коммунальная инфраструктура
2.4.1.Водоснабжение и водоотведение.
Красночетайский район Чувашской Республики характеризуется густонаселенностью и состоит из 70 деревень. Одной из основных проблем района является обеспечение населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
В Красночетайском районе всего 18 источников централизованного водоснабжения (артскважин) в 12 населенных пунктах Общая протяженность уличных водопроводных сетей 26.8 км
Источники централизованного водоснабжения относятся к подземным, водоочистке не подвергаются.
Удельный вес населения, пользующегося питьевой водой из источников централизованного водоснабжения составляет только 15%. Из года в год продолжает ухудшаться санитарно - техническое состояние источников как централизованного, так и децентрализованного водоснабжения.
Водопроводные сети и сооружения имеют различные степени износа: магистральные водопроводы - 30-60%, разводящие сети - 30-90%, водонапорные башни - 40-90%, из существующих водопроводов не приняты на баланс сельских поселений 40% от общего количества.
Показатели качества питьевой воды из источников централизованного водоснабжения таковы: удельный вес неудовлетворительных проб составляет 8,5%. Удельный вес неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям составляет 3,4%. Ухудшение качества питьевой воды наблюдается в разводящей водопроводной сети, т.к. практически 100% водопроводных сетей имеют неудовлетворительное санитарно-техническое состояние. Сроки эксплуатации многих водопроводных сетей истекли, замена водопроводных сетей из года в год не осуществлялась.
Проб воды из ведомственных водопроводов по микробиологическим, так и по санитарно-химическим показателям не проводились. Решение задачи улучшение обеспечения населения питьевой водой в достаточном количестве и нормативного качества предусматривается за счет следующих мероприятий:
реконструкция очистных сооружений в с. Красные Четаи; реконструкция существующих и строительство новых систем водоснабжения в сельских населенных пунктах, принятие на баланс сельских поселений ведомственных и бесхозных систем водоснабжения и заключения договоров сельскими поселениями на обслуживание систем водоснабжения с Красночетайским ММППЖКХ
Общее количество водонапорных башен 62 ед., из них больше половины не имеют лицензию на вододобычу.
Общая протяженность канализационных сетей в с. Красные Четаи 7,4 км,
Уличные канализационные сети, эксплуатируются свыше 20 лет . Физический износ очистных сооружений и сетей канализации составляет 65 %.
2.4.2Электроснабжение
Электроснабжение потребителей Красночетайского района осуществляется от Чувашской энергосистемы через опорную подстанцию 110/35/10 кВ «Красночетайская» и 35/10 кВ «Староатайская», РП-10 «Шумшеваши»
Распределение электроэнергии между потребителями района осуществляется на напряжении 10кВ
Существующая схема высоковольтных электрических сетей не обеспечивает надежное электроснабжение района. Основной проблемой является изношенность распределительных электрических сетей 0,4-10кВ, которые находятся в неудовлетворительном состоянии из-за недостаточного финансирования . Необходимо провести реконструкцию ПС «Красночетайская», строительство новых РП-10 «Атнары», «Хоршеваши». В 2007 году было выделено 12млн. руб, на реконструкцию и капремонт существующих сетей 0,4-10кВ, что позволило сократить потери и улучшить качество электроэнергии.
Электроснабжение новых улиц поселений планируется завершить в течении 2008-2011годов , за счёт тарифной составляющей. В 2008 году планируется завершить работы по передаче бесхозных и ведомственных линий электропередач и трансформаторных подстанций на баланс ОАО «Чувашэнерго».
2.4.3 Теплоснабжение
Теплоснабжение многоэтажных жилых домов в с. Красные Четаи в настоящее время – централизованное. На территории с. Красные Четаи работают 3 котельные, отапливающие жилой фонд и объекты соц сферы.
Индивидуальные жилые дома ; дома и объекты соц сферы , не охваченные централизованным отоплением, снабжаются от индивидуальных газовых котельных.
Существующая схема теплоснабжения двухтрубная, прокладка тепловых сетей в основном подземная, а также наземная на низких и высоких опорах. Оборудование в котельных и магистральные тепловые сети физически и морально устарели, имеют большие теплопотери и требуют полной реконструкции.
2.4.4 Газоснабжение.
Из 70 населенных пунктов района по экономическим соображения газифицированы 63 сел и деревень . Из-за бурного строительства жилищного фонда, возникла необходимость газификации районов новой застройки и семь негазифицированных деревень , что требует выделении финансовых средств.
2.4.5 Улично-дорожная сеть.
На 1.01.2008 года отсутствуют дороги с твердым покрытием к 14 населенным пунктам и общественным центрам населенных пунктов. Слабо развита улично- дорожная сеть в селах и деревнях района, что почти отрезает пути экстренной помощи в период весенних, осенних распутиц и зимних снежных заносов. Строительство дорог требует вложения значительных финансовых средств. Особенности климата также требуют выделение дополнительных средств на содержание улично-дорожной сети.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Стоимость основных фондов коммунального комплекса Красночетайского района Чувашской Республики оценивается величиной более 1253 млн.рублей. В соответствии с нормативом отчислений на капитальный ремонт (4-5% от стоимости основных фондов) ежегодно в объекты технической коммунальной инфраструктуры должно вкладываться примерно 62,5 млн.рублей. Фактически на эти цели из разных источников направляется не более 0,2-0,5 млн.рублей в год, то есть на 50-70% меньше нормативной величины, за исключением дорог республиканского значения и электрических сетей ОАО «Чувашэнерго»
В результате хронического недоремонта современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры района характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов процент износа составляет от 60% до 90%). При этом
от 25% до 45 % инженерных коммуникаций района отслужили нормативный срок.
Следствием высокой степени износа оборудования являются сверхнормативные потери в сетях, низкий коэффициент полезного действия энергооборудования, возможность повышения аварийности.
В создавшихся условиях вопросы технической политики, внедрения новых технологий и материалов, энергосбережения отодвигаются на последний план. Основной задачей коммунального комплекса становится обеспечение минимально необходимой устойчивости (прохождение очередного отопительного сезона без больших аварий) и возмещения затрат на удорожание ТЭР.
Основная причина недостаточного финансирования ремонтных работ и модернизации оборудования состоит в том, что тарифы на коммунальные ресурсы являются экономически обоснованными отчасти формально. Амортизационные отчисления занижены из-за отсутствия реальной оценки имущества, в тарифах не в полном объеме учитываются затраты на эксплуатацию значительного числа объектов. Отсутствие обоснованных программ развития коммунальной инфраструктуры поселений не позволяет рассчитывать на инвестиционную составляющую. Но главный фактор, не позволяющий установить действительно экономически обоснованные тарифы, - низкий уровень доходов населения.
Дотационность местного бюджета вынуждает районный бюджет считать как основной, а часто и единственный финансовый источник восстановления или реконструкции муниципального коммунального имущества. При этом:
инвестиционная привлекательность проектов модернизации коммунального имущества, возможность использования иных источников финансирования обычно даже не рассматриваются;
отсутствуют экономические стимулы эффективного использования бюджетных средств.
Коммунальный комплекс ежегодно требует увеличения денежных средств для своего функционирования. Параллельно с этим обостряются негативные тенденции - рост степени износа основных фондов, числа аварийных ситуаций и инцидентов, платежей потребителей за коммунальные услуги. Стало очевидным, что нормализация ситуации невозможна без изменения традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе района и опирающихся на бюджетное финансирование.
Качественные изменения названных тенденций могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие отрасли на основе коммерческих инвестиций. Такие масштабные изменения принципов развития отрасли целесообразно реализовать в рамках республиканской целевой программы.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является модернизация коммунальной инфраструктуры района для повышения надежности и устойчивости снабжения потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества, стабилизации стоимости ресурсов для потребителей и консолидированного бюджета района.
Предоставление коммунальных ресурсов непосредственно влияет на здоровье и комфортность проживания населения. Следовательно, главным требованием для объектов коммунальной инфраструктуры является их устойчивая и надежная работа. С другой стороны, затратность отрасли актуализирует проблему повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Для нормализации ситуации должно быть ликвидировано главное противоречие отрасли - коммерческая, инвестиционно- привлекательная по своей сути отрасль не должна зависеть от политической ситуации и величины бюджетных вливаний. Устойчивость функционирования коммунального комплекса должны обеспечивать прежде всего частные инвестиции.
Задача обеспечения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса района в рамках настоящей Программы решается определением оптимального варианта коммунальной инфраструктуры, разработкой проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных объектов, подготовкой документов по обоснованию инвестиций.
Кроме предложения коммерчески привлекательного проекта для потенциального инвестора должны быть решены проблемы гарантий возврата и прибыльности вложенных средств. Эта задача решается организационными мероприятиями, включающими в себя долгосрочный договор аренды или доверительного управления коммунальным имуществом, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, утвержденную его представительным органом.
Таким образом, основными задачами настоящей Программы являются:
1. Разработка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры
муниципального образования.
2. Модернизация технической инфраструктуры коммунального
комплекса района на основе привлечения коммерческих инвестиций.
IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Выполнение поставленных задач в соответствии с основными принципами их решения осуществляется поэтапно и основывается на реализации комплексов первоочередных и долгосрочных мероприятий.
На первом этапе (2008-2009 годы) планируется:
Подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию, строительство и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств, строительство и реконструкция за счет выделенных средств . На втором этапе (2009 - 2010 годы) планируется:
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектовкоммунальной инфраструктуры за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных средств Данной
Программой определены оптимальные варианты модернизации коммунальной инфраструктуры Красночетайского района, направленные на достижение финансово-сбалансированного состояния, при котором поселение содержит и развивает инфраструктуру за счет собственных средств, минимизируя помощь вышестоящих бюджетов. Таким образом приводятся в соответствие уровень технического благоустройства поселений и уровень их социально-экономического развития. На основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в течение 2008 года в Красночетайском районе будет разработана документация по обоснованию инвестиций на каждый объект коммунальной инфраструктуры, подлежащей модернизации, реконструкции или новому строительству.
Перечисленные работы в полном объеме финансируются из средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.
V. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
При разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Красночетайского района учтены следующие принципы:
1. Программа комплексного развития систем коммунальной
инфраструктуры Красночетайского района:
основана на программе социально-экономического развития района;
направлена на обеспечение соответствия уровня технического благоустройства поселений и уровня его социально-экономического развития;
целесообразна с точки зрения поселений в целом, а не с точки зрения интересов организации, которая в данный момент эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры населенного пункта (например, децентрализация системы отопления далеко не всегда совпадает с интересами организации жилищно-коммунального комплекса, у которой уменьшаются объемы реализации продукции);
2. Программа утверждена Собранием депутатов Красночетайского района в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса".
3. Заказчиком программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является Администрация Красночетайского района Чувашской Республики.
4. Критерии для выбора технических решений и очередности реализации мероприятий программы устанавливаются на основе анализа следующих показателей:
степень амортизации (первоочередной модернизации подлежат сети и отдельные элементы коммунального оборудования, срок эксплуатации которых превысил нормативный, а также теплоэнергетическое оборудование, имеющее коэффициент полезного действия менее 80%);
объем снижения затрат при эксплуатации объекта инфраструктуры;
количество потребителей - получателей жилищно-коммунальных услуг от модернизируемого объекта;
экологический эффект от мероприятия;
5. Дополнительные технические требования к мероприятиям программы.
Принимая во внимание наибольший удельный вес платежей за тепловую энергию в общей структуре платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, основное внимание уделяется модернизации систем теплоснабжения поселений с определением оптимального использования схемы централизованного теплоснабжения или применение автономных и индивидуальных источников теплоснабжения жилых домов (квартир) и объектов соцкультбыта. Кроме того, предусмотрены мероприятия по повышению эффективности источников теплоснабжения, энергосбережению, уменьшению потерь при транспортировке тепла.
Программой устанавливается необходимость проведения мероприятий по энергосбережению при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов стимулирование установки приборов коммерческого учета воды, прежде всего индивидуального (поквартирного) пользования.
VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Имеется предварительная информация о составе и объемах работ, необходимых для приведения в нормативное состояние существующих объектов коммунальной инфраструктуры района. Проведенным анализом была определена стоимость работ по укрупненным сметным расценкам, в том числе:
приведение в нормативное состояние систем теплоснабжения поселений ;
приведение в нормативное состояние систем водоснабжения и водоотведения поселений (в т.ч. очистных сооружений) ;
приведение в нормативное состояние систем электроснабжения, освещения улиц в населенных пунктах;
развитие систем газоснабжения поселений;
развитие улично-дорожной сети.
Таким образом, объем средств, необходимых для приведения в нормативное состояние и строительство объектов коммунальной инфраструктуры района, оценивается величиной 923,23млн. рублей.
Финансирование настоящей программы предусматривается осуществлять за счет федерального, республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Программой определено, что средства местного и внебюджетных источников направляются на изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт мероприятий отраженных в таблице. Средства федерального и республиканского бюджетов будут направлены на осуществление мероприятий, изложенных в таблицах.
VII. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ, ФОРМЫ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
Ответственным за реализацию программы является отдел по развитию общественной инфраструктуры И ЖКХ .
Контроль за выполнением программы осуществляет администрация Красночетайского района. Администрация района ежегодно представляет Собранию депутатов Красночетайского района отчет о ходе выполнения мероприятий программы.
VIII. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате выполнения программы:
1. Повысятся надежность и устойчивость обеспечения потребителей района коммунальными ресурсами, при этом уменьшится число аварий на источниках и сетях теплоснабжения , уменьшится потери тепло и электроэнергии, сократятся время прибытия экстренной помощи, уменьшится затраты на ликвидацию последствий аварий.
2. Рост платежей потребителей за коммунальные услуги будет ограничен величиной официального уровня инфляции.