При рассмотрении обращения гражданин имеет право (ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ):
· предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
· знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
· получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных законом, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
· обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Орган или должностное лицо, рассматривая обращение, не вправе разглашать сведения, содержащиеся в обращении граждан, без их согласия. Не является разглашением пересылка письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В связи с введением Законом № 59-ФЗ ограничений на разглашение сведений, содержащихся в обращениях граждан, органам и должностным лицам местного самоуправления необходимо:
· предпринять организационные меры по охране материалов, связанных с рассмотрением обращений граждан, от несанкционированного доступа;
· в должностные инструкции работников органов местного самоуправления и должностных лиц, которые рассматривают обращения граждан, включить положение о запрете разглашения информации, содержащейся в обращении, а также персональных данных гражданина;
· если потребуется передача обращения (за исключением передачи органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов), следует в обязательном порядке запрашивать согласие (желательно в письменной форме) на это гражданина. В соответствии со ст. 4 Закона № 59-ФЗ к обращениям относятся:
· предложения - рекомендации гражданина по совершенствованию нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
· заявления - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
· жалобы - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Обращение может быть как письменным, так и устным. Обращение в письменной форме должно содержать:
· наименование органа местного самоуправления либо фамилию, имя, отчество либо должность должностного лица, которому направляется обращение;
· фамилию, имя и отчество гражданина, а также адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения;