Система образования включает в себя 21 образовательное учреждение. Из них:
2 дошкольных образовательных учреждения;
7 средних общеобразовательных школ;
5 основных общеобразовательных школ;
4 начальные школы – детский сад;
1 районный Дом детского и юношеского творчества;
1 районная детско-юношеская спортивная школа;
1 районная детская школа искусств
Для введения профильного обучения в районе созданы 2 ресурсных центра на базе МОУ «Красночетайская гимназия», МОУ «Большеатменская СОШ».
В районе 287 педагогических работников. Из них:
высшей квалификационной категории – 11
первой квалификационной категории – 186
второй квалификационной категории – 32
Лучшие учителя района, удостоенные:
1) Премии Президента РФ (сто тысяч рублей):
Орлова Елена Николаевна, учитель биологии и экологии МОУ «Красночетайская гимназия»
Романов Эдуард Васильевич, преподаватель – организатор ОБЖ МОУ «Красночетайская гимназия»
2) Премии Генерального директора ОАО «Ядринмолоко» Малова Н.В.:
Вадейкина Юлия Васильевна, учитель иностранных языков МОУ «Большеатменская СОШ»
Кудряшова Валентина Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Красночетайская гимназия»
Бровкина Галина Алексеевна, учитель истории МОУ «Шолинская ООШ»
Ермолаева Лилия Фридриховна, учитель начальных классов МОУ «Питеркинская СОШ»
Нагорова Вера Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «Хозанкинская ООШ»
В рамках модернизации российского образования в районе идет процесс реструктуризации общеобразовательных школ.
За период 2001 – 2006 годов реструктурировано 11 школ, закрыты 10 филиалов. Во всех реструктурированных школах решен вопрос школьных перевозок детей, для которых используются 9 автобусов.
В рамках реструктуризации сельских школ проходит развитие новых форм дошкольного образования:
развитие сети групп кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении;
открытие групп развития детей дошкольного возраста в общеобразовательных школах.
За последние годы наблюдается тенденция роста контингента воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях.
МОУ «Красночетайская гимназия» и «Большеатменская СОШ» участвовали в проекте МБРР.
В рамках реализации Программы «Развитие единой информационной образовательной среды в 2001 – 2005 г.г. и до 2010 года» в районе за последние годы проделана большая работа по оснащению компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением сельских школ. Если в 2002 году имели 1 компьютер на 300 учеников, то в 2006 году – 1 компьютер на 21 ученика. Все школы подключены к сети Интернет по высокоскоростному каналу.
Приоритетным направлением деятельности отдела образования является организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, использование современных педагогических и информационно-компьютерных технологий, повышение воспитательного потенциала урока.
Образовательные учреждения района участвуют в выполнении школьных, районных и республиканских программ, в том числе с социальной направленностью
дети – сироты
дети – инвалиды
одаренные дети
дети «группы риска»
образование и здоровье детей
В школах района обучаются 2253 учащихся. Большое внимание уделяется детям с повышенной мотивацией к познавательной и профессиональной деятельности. С этой целью с 2002 года на базе МОУ «Атнарская СОШ» создан профессионально-образовательный центр, школа заключила договор с Чувашской государственной сельскохозяйственной академией.
С 2001 года введен ЕГЭ для аттестации выпускников школ.
Показатели особых успехов по учебным годам:
в 2000 – 2001 учебном году из 290 выпускников окончили школу с серебряной медалью – 11
в 2001 – 2002 учебном году из 229 выпускников:
с серебряной медалью – 10
в 2002 – 2003 учебном году из 234 выпускников:
с серебряной медалью – 3
в 2003 – 2004 учебном году из 213 выпускников:
с золотой медалью – 1
с серебряной медалью – 9
в 2004 – 2005 учебном году из 195 выпускников:
с серебряной медалью – 3
в 2005 – 2006 учебном году из 166 выпускников:
с золотой медалью – 3
с серебряной медалью – 5
В районе ведется система работ по выявлению и развитию способных и одаренных детей. Проводятся различные интеллектуальные соревнования: научно-практические конференции, конкурсы, олимпиады и другие.
В 2003 – 2004 учебном году районные предметные олимпиады проведены по 18 предметам и проведена интеллектуальная игра младших школьников, где всего участвовало 568 учащихся. 7 учащихся стали призерами республиканских предметных олимпиад.
В 2004 – 2005 учебном году проведены предметные олимпиады среди учащихся по 16 предметам и интеллектуальная игра младших школьников. Во всех олимпиадах приняло участие 594 учащихся. В 12 республиканских олимпиадах приняли участие 38 учащихся. В олимпиаде по чувашскому языку и литературе ученица 9 класса МОУ «Испуханская ООШ» Апалеева Лилия заняла III место
В 2005 – 2006 учебном году на республиканских олимпиадах заняли 4 призовых мест:
1 место – право – Михеева Марина, ученица Большеатменской СОШ (учитель Кабардаев Владимир Владимирович)
2 место – биология – Кабардаева Ксения, ученица Красночетайской гимназии (учитель Орлова Едена Николаевна)
3 место – биология – Хораськина Светлана, ученица Красночетайской гимназии (учитель Орлова Елена Николаевна)
3 место – экология – Кабардаева Ксения, ученица Красночетайской гимназии (учитель Орлова Елена Николаевна)
Дистанционные олимпиады проводятся ежегодно.
В районе осуществляется определенная поддержка участия детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, творческих фестивалях, соревнованиях. Лучшие учащиеся получают стипендии и премии главы Красночетайского района, Генерального директора ОАО «Ядринмолоко».
В настоящее время в образовательных учреждениях района существует разные формы участия общественности в управлении образованием:
управляющие советы без юридического лица функционируют в 5 школах
совет школы в 1 школе
попечительские советы без юридического лица – в 10
родительские комитеты во всех школах
ученическое самоуправление
органы самоуправления педагогов (педсовет, методические объединения и др.)
Образование в районе ориентировано на создание условий для раскрытия творческого потенциала учителя и ученика, развития всех направлений обучения и воспитания.