Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krchet.cap.ru/
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2016 года, судьи отметили, что анализ материалов судебной практики по данным вопросам в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел, связанных с применением пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Однако при рассмотрении подобных споров судам, все же, необходимо обратить особое внимание на некоторые особенности и нюансы, связанные с наличием или отсутствием конфликта интересов в каждом отдельно взятом случае.
Под таким конфликтом законодатель подразумевает ситуации, при которых руководитель заказчика (или его службы по закупкам), члены конкурсной комиссии или конкурсные управляющие состоят в родственных отношениях или браке с возможными выгодоприобретателями по заключенному контракту.
По закону участники конкурса в госзакупке обязаны задекларировать отсутствие конфликта интересов, иногда спорны ситуации связаны именно с таким декларированием. Несоблюдение требований к декларации может привести к недействительности всего конкурса и отмене его результатов. Верховный суд разъяснил, чем должны руководствоваться судьи при рассмотрении таких споров.
Декларация о соответствии участника закупки такому требованию обязательна независимо от того, имеется или нет упомянутый конфликт. Причем она должна быть совершена в письменной форме с учетом норм ГК РФ о письменной форме договора.
Непредставление отдельного документа с соответствующей расшифровкой - не причина отказа в допуске к участию в аукционе. Например, участник может проставить отметку в соответствующей графе электронной документации и тем самым соблюсти письменную форму декларации.
Круг лиц, одновременное участие которых при закупках свидетельствует о конфликте интересов, определяется исходя из закона. Однако такой конфликт может иметь место не только в отношении руководителей, упомянутых в нормах, но и того должностного лица (в т. ч. заместителя), чьи полномочия являются тождественными по функциональным обязанностям и позволяют влиять на процедуру закупки и ее результат.
Участник закупки должен соответствовать этому требованию с даты подачи заявки и до дня выявления победителя.
Контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, ничтожен.
Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта, если после его заключения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованию об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем.