Частичное заселение Красночетайского края угро-финскими племенами началось в XII веке, хотя задолго до этого в присурском крае жили древние люди. Территория края долгое время представляла собой малонаселенную колонию мордовского племени «эрзя».
После разгрома Киевской Руси Батыем край становится частью Золотой Орды и называется Засурской ордой. Татаро-монгольское владычество ускорило процесс освоения четайского присурья. Особенно большую роль сыграло строительство вблизи четайской земли русской крепости – города Курмыш, основанного в 1372г. Территория края становится местом военных споров между русскими и татарами, что в конечном счете привело к обезлюдению и уходу мордовского населения на восток.
Во второй половине XV – первой половине XVIвв. на нынешней четайской земли появляются первые поселенцы под этнонимом “чуваши”. Поздне после падения Казанского ханства и присоединения Чувашии к России начинается массовое заселение края жителями северных и восточных земель Чувашии. Абсолютное большинство селениий было образовано до начала XX века. Заселение и освоение новых земель происходили в основном на возвышенной части района, местность ближе к Суре оставалась незаселенной.
Одним из наиболее известных памятников эпохи бронзы валяется городище «Хула суче» недалеко от д. Калугино. Оно находится на мысу, на небольшой площадке, которую образуют два сходящихся оврага. Острие мыса обращено к юго-западу. с противоположной стороны оно огорожено небольши малозаметным валом. высота мыса от дна оврага около 6-7м, толщина культурного слоя более 1,5м. Городище имеет два слоя: внизу фатьяновский, наверху керамика городецкого типа. из-за эрозии южный слой городища все больше и больше обнажается, и в будущем ему грозит полное исчезновение.
К фатьяновской культуре относится городище «Синби-Серт», оно рядом с д. Тиханкино. Городище расположено юго-восточнее деревни, на расстоянии менее 1км от нее, среди оврагов, за фермой. Общая длина памятника 120, ширина 10-12м. На этом месте еще в 1900г. проводились первые раскопки Поливановым В.Н. Около той же деревни Поливановым В.Н. было зафиксировано еще одно городище. Оно находилось в лесу, в 3км от нее на мысу в развилках двух оврагов. С третьей стороны его защищал вал с глубоким рвом. В настоящее время местоположение этого городища утеряно.
В 8 км от д. Тиханкино на границе с Шумерлинским районом в 1961г. экспедицией В.Н. Трубниковой был обнаружен другой памятник эпохи бронзы. Длина городища 70, ширина – 50 м. Мыс городища обращен к востоку. Одна сторона его подходит к лесному массиву, перед городищем небольшая поляна.
С эпохой бронзы и раннего железа связано городище «Хула суче». Оно расположено рядом с д. Тонагаши на стрелке, образованной двумя отходящими оврагами. Длина гродища более 140м, ширина от 18 до 60 м. От полевой части отгорожено валом. По форме тоганашское поселение напоминает калугинское. Первые раскопки здесь проводились в 1950г. Саратовским пединститутом, в 1961г. работы продолжились экспедицией под руководством В.Н. Трубниковой.
Городище «Хула самси» недалеко от д. Пчелка относится к эпохе бронзы. Находится западнее деревни в 75 кв. Пандиковского лесничества. Городище имеет параметры: высота на поймой – 15-20м, длина около 100м, ширина на мысу –13м, у вала – 70м. Площадка городища ровная, изрыта барсуками. Небольшие разведочные работы проводились экспедицией под руководством В.Н. Трубниковой. Этот памятник ученые относят к городецкой культуре.
Городище бронзового века находится около д. Русские Атаи, в 25 лесном квартале. Оно расположено на высоком холме, окружено оврагами и густым лесом. Длина городища 150 м, ширина 20-25 м. Имеет площадку, которая отделена отоконечности мыса рвом и валом. Двумя валами городище со стороны поля. Небольшие изыскания выполнялись в 1961г. под руководством Н.В. Трубниковой.
К эпохе бронзы относятся курганы, разбросанные по территории Чувашии. Один из них находится в центре треугольника д. Акчикасы – Баймашкино – Черепаново в местности «Пунеске тупи». Его высота в прошлом достигала 1,5 аршина. К сожалению, в результате распашки этот памятник почти исчез с лица земли.
Кроме городищ и курганов на территории района зарегистрировано немало других археологических памятников, это старинные кладбища (могильники), селища. Одним из них является могильник «Микус Сави» («кладбище Микуса»). Оно расположено западнее д. Калугино, за оврагом, недалеко от песчаного карьера колхоза «Путь Ильича». Первоначально могильник имел довольно большую площадь, в настоящее время на этом месте колхозная пашня. Найденные предметы и обряд захоронения позволяют сделать вывод, что кладбище относится к дохристианскому времени.
Территория района с XVI века входила в состав Курмышского уезда. С 1708г. с разделением России на губернии Четайский край вошел в состав Казанской губернии, в 1722г. – в Алатырскую провинцию Нижегородской губернии. В начале XVIII века была образована Четайская волость в составе Курмышского уезда Симбирской губернии.
Село Красные Четаи – самый большой населенный пункт района. О его происхождении существует ряд версий, самая распространенная – по имени рыжеволосого жителя д. Большие Четаи Ядринского района. Название села упоминается в документах с XVII века.
В числе первых школ на территории Красночетайского района является Пандиковская церковно-приходская школа, открытая в 1858г. До 1870г. она содержалась на средства прихожан, затем на средства земства. Ежегодно в школе обучалось от 25 до 50учеников. Развитие школьного образования в крае неразрывно связано с именем И.Н. Ульянова. Будучи инспектором народных училищ Симбирской губернии, он не раз приезжал в Курмышский уезд, интересовался состоянием дела в чувашских селениях. Как земская, Пандиковская школа открылась благодаря ему.
Введение христианства в крае приобрело массовый характер с 1740г. Для чувашей, принявших христианство предусматривались льготы и вознаграждения. Введение новой религии взамен язычества сопровождалось организацией приходов. К середине 40-х годов они были созданы в д. Красные Четаи, Пандиково, Штанаши и I Хоршеваши. Одновременно началось строительство церквей в них. Строительство каменной церкви в с. Красные Четаи закончилось в 1801г., до этого на этом месте была деревянная церковь, построенная вместо сгоревшей в 1782г. Именно эта церковь объявлена памятником архитектуры республиканского значения.
Другим памятником архитектуры республиканского значения является здание музея также в районном центре. Здесь собраны материалы, характеризующие историю Красночетайского края.
Список памятников истории, культуры, археологии и архитектуры представлен в нижеследующей таблице:
№№
пп |
Вид памятника |
Наименование |
Год
|
Местоположение |
1. |
Археологии |
Городище |
|
В 25 квартале, вблизи
д.Русские Атаи |
2. |
-«- |
-«- |
|
На южной окраине д.Ти-
ханкино, на узком мысу
среди оврагов |
3. |
-«- |
Курган
Улап Тапри» |
Бронзовый век |
В 0,3 км юго-западнее
д. Акчикасы |
4. |
-«- |
Городище
«Карман Ту» |
Железный век |
В 2,5км юго-западнее д. Дубовка |
5. |
-«- |
Могильник «Микус Сави» |
Средние века |
В 0,3 км западнее
д. Калугино |
6. |
-«- |
Городище
«Хула Суче» |
Бронзовый век,
железный век |
В 0,4 км юго-восточнее
д. Калугино |
7. |
-«- |
Городище «Хула Сам-си» |
Железный век |
В 2 км северо-западнее д. Пчелка |
8. |
-«- |
Городище
«Хула Суче» |
Железный век |
Д. Тиханкино |
9. |
-«- |
Городище
«Хула Суче» |
Бронзовый век,
железный век |
Территория д. Тоганаши |
10. |
Истории |
Школа, откры-
тая И.Н.Ульяновым |
1870г. |
Д. Пандиково |
11. |
-«- |
Участок леса |
1925г. |
Пос. Черемушки
|
12. |
Архитектуры |
Воскресенская церковь |
1801г. |
С. Красные Четаи |
13. |
-«- |
Здание народного музея |
1898г. |
-«- |