Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 1632 на МЧС России возложена функция координации работы по созданию, экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 года №ВП-П10-903 МЧС России прорабатывается вопрос разработки федеральной целевой программы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации в 2012-2017 годах.
1. Система обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» (далее – система-112) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №894 создается на основе использования единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» и предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи при угрозах для жизни и здоровья, а также для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других чрезвычайных происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются:
- организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна» позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
- организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах(сообщениях о происшествиях) населения;
- уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
- гармонизации законодательства Российской Федерации в части вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
2. Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:
- прием оператором по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях);
- получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении позвонившего лица и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен звонок, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
- анализ поступающей информации о происшествиях;
- направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
- обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
- автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
- регистрация и документирование всех входящих звонков по номеру «112» (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
- ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях) на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) в административном центре субъекта Российской Федерации и в иных муниципальных образованиях, причем субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам;
- формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях).
3. В основу создания системы-112 положены следующие принципы:
- граждане России (и другие категории лиц проживающих или временно находящихсяна территории России) имеют фундаментальное право знать о существовании системы-112 и обращаться в эту службу за помощью при происшествиях;
- все обращения граждан обрабатываются системой-112 в режиме «одного окна» по телефонному номеру «112», что позволяет населению при возникновении происшествия не задумываться, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
- при создании системы-112 сохраняется возможность вызова отдельных служб по собственному короткому номеру;
- в случае происшествия каждый гражданин (или другое лицо, проживающее или временно находящееся на территории России), позвонивший по номеру «112», получает гарантированную незамедлительную помощь по месту возникновения ситуации;
- гражданам России (и другим категориям лиц, проживающим или временно находящимся на территории России) гарантируется единые качество и стандарты оказания помощи независимо от местоположения на территории Российской Федерации;
- оператор системы-112 имеет возможность контролировать ход оказания помощи вплоть до его физического завершения;
- предоставление возможности для обращения лицам с ограниченными возможностями;
- поддержку обращений на иностранных и национальных языках;
- предоставление психологической поддержки.
4. Система-112 входит в систему обеспечения комплексной безопасности региона как ее составная и неотъемлемая часть.
Система-112 объединяет единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее – единые дежурно-диспетчерские службы), дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб:
службы пожарной охраны;
службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
службы полиции;
службы скорой медицинской помощи;
аварийной службы газовой сети;
службы «Антитеррор».
Организации, которым необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112 определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из местных условий.
5. Участниками создания системы-112 являются МЧС России, Минкомсвязь России, МВД России, Минздравсоцразвития России, другие федеральные органы исполнительной власти, дежурно-диспетчерские службы которых включены в состав системы-112, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
6. Администрацией Красночетайского района во исполнение Организационного указания Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.09.2010 г. № 9 по совершенствованию организации функционирования единых дежурно-диспетчерских служб (далее ЕДДС) муниципальных районов (городских округов) и Протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 09.07.2010г., проделана следующая работа:
6.1. Принято постановление администрации Красночетайского района от 24.09.2010г. № 403 «О создании Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Красночетайского района Чувашской Республики». Утверждено Положение о Единой дежурно-диспетчерской службы Красночетайского района Чувашской Республики.
6.2. Утверждена Инструкция дежурного диспетчера Единой дежурно-диспетчерской службы Красночетайского района Чувашской Республики.
6.3. На собрании депутатов Красночетайского района 7 октября 2010 года утверждена смета для создания и содержания совмещенного ЕДДС на базе пожарной части ПЧ-33 ГУ «ЧРПС» ГКЧС Чувашии.
6.4. 23 сентября 2010 года заключено Соглашение между Администрацией Красночетайского района и ГУ «Чувашской республиканской противопожарной службой» ГКЧС Чувашии об организации деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Красночетайского района Чувашской Республики на базе пожарной части № 33.
6.5. Организовано обучение 4 кандидатов для работы оперативными дежурными ЕДДС района на базе Учебного пункта ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике».
6.6. В соответствии с распоряжением администрации Красночетайского района оперативные дежурные совмещенного ЕДДС Красночетайского района в количестве 8-ми человек заступили на дежурство на базе ПЧ-33 ГУ «ЧРПС» ГКЧС Чувашии и в здании администрации с 8 октября 2010 года.
ЕДДС Красночетайского района (Система-112) объединяет дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб района:
- служба-01 отделение противопожарной службы ПЧ-33 в составе 4 чел.;
- служба-02 отделение полиции района в составе 12 чел.;
- отделение ГИБДД - 2 чел.;
- служба-03 отделения скорой медицинской помощи - 5 чел.;
- служба-04 Красночетайский газовый участок филиала «Моргаушмежрайгаз» - 3 чел.;
- служба энергоснабжения Красночетайских электрических сетей - 3 чел.;
- служба ЖКХ ММППЖКХ района - 0 чел..
Все работники службы ЕДДС обеспечены спецодеждой, на рабочем месте диспетчера имеется компьютер со всеми оснащениями, многофункциональный телефон с записывающим устройством. В ведении ЕДДС также имеется метеостанция, мотопомпа, бензопила, бензорез.
Граждане, проживающие и находящиеся на территории Красночетайского района Чувашской Республики, в случае происшествия, могут в любое время суток позвонить по любому телефону (стационарный или сотовый) по номеру экстренного вызова оперативных служб «112» для оказания экстренной помощи при угрозах для жизни и здоровья, а также для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при чрезвычайных происшествиях и чрезвычайных ситуациях.