Устаревшая версия сайта

Новый информационный ресурс доступен по адресу http://krchet.cap.ru/

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Полезная информация

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://krchet.cap.ru/

Управление многоквартирным домом

 

С 1 марта вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Фе­дерации, который предоставляет гражданам свободу выбора способов и форм управления своим домом.

Все мы где-то живем: один снимает комнату или квартиру, дру­гой имеет муниципальное жилье или собственную квартиру. И всем нам важно, чтобы эта квартиры была пригодна для проживания, чтобы не за­сорялась канализация, не текла крыша, не пахло из подвалов. Все мы хо­тим зимой жить в теплых квартирах, иметь нормальное водоснабжение и чтобы дом был красивым и опрятным.

Мы привыкли к тому, что все эти проблемы кто-то решает за нас. От нас требуется лишь своевременно платить за жилье и коммунальные услу­ги. При этом мы ждем качества от предоставляемых нам услуг, хотим, что­бы все неполадки устранялись быстро и надежно и чтобы нам не приходи­лось неделями бегать по обслуживающим организациям, требуя  вызова мастера.

Зачем нужно управление многоквартирным домом?

Если мы считаем, что нашей квартире нужен ремонт, мы, как пра­вило, делаем его своими силами. Если же ремонт нужен дому, мы ждем помощи от обслуживающей организации и муниципалитета.

Нам не приходит в голову мысль, что именно мы должны ремонти­ровать свой подъезд, чердак или подвал. Но ведь это общее имущество дома, и если мы являемся собственниками квартир, мы должны нести расходы и на его содержание.

На собственников эта обязанность возложена законом. И в силу этою же закона у собственников есть право на долю в общем имуществе дома.

Что относится к общему

 имуществу дома?

Это все имущество многоквартирного дома, которое не является частью ни одной из квартир и предназначено для обслуживания более одного помещения (квартиры):

 - межквартирные лестничные площадки;

 - лестницы;

 - лифты, лифтовые шахты;

 -  коридоры;

 - технические этажи;

 -  чердаки;

 - подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обо­рудование, обслуживающее более одного помещения (технические под­валы);

-  крыши;

     - ограждающие несущие и ненесущие конструкции: S механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обору­дование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помеще­ний и обслуживающее более одного помещения (квартиры);

    - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства.

Все это имущество принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности. И являясь собственниками, мы обязаны поддер­живать его в надлежащем состоянии. То есть ремонт крыш, чердаков, подъездов, благоустройство придомовой территории - это наша с вами обязанность.

Размер доли в праве собственности на общее имущество дома про­порционален площади квартиры или иного принадлежащего собственни­ку помещения (магазина, например). Соответственно, и расходы на со­держание будут зависеть от площади помещения, находящегося в собствен­ности.

Причем, продать эту долю отдельно от своей квартиры нельзя. Точ­но также нельзя потребовать выдела своей части чердака, подвала или крыши.

Итак, управление связано не только с содержанием собственной квартиры, но и дома в целом. Оно включает в себя организацию процесса выполнения работ и услуг по надлежащему содержанию и эксплуатации и земельного участка, на котором расположен дом и другие объекты недвижимости, связанные с домом (например, трансформаторные будки, технические постройки и др.). Организация контроля за техническим со­стоянием дома и внутридомового оборудования, проведения текущего и капитального ремонта, санитарного содержания дома и придомовой тер­ритории, коммунальные услуги - все это тоже является управлением до­мом.

Закон предлагает три способа управления домом:

-  товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищный коопера­тив (ЖК) или другой потребительский кооператив;

- управляющая организация (управляющая компания);

- управление самими собственниками квартир.

В соответствии с новым Жилищным кодексом жильцы многоквартирных домов обязаны в течение года (то есть до 1 марта 2006 года) выб­рать один из предлагаемых способов управления многоквартирным до­мом. Если в течение этого времени вопрос об управлении домом не будет решен, орган местного самоуправления (администрация города, района) по результатам проведения конкурса в принудительном порядке назначит свою управляющую компанию.

Для того чтобы выбрать способ управления домом, необходимо провести общее собрание собственников жилых и нежилых помещений дома. В собрании участвуют только собственники - владельцы приватизи­рованных квартир, а также граждане и организации, владеющие другими помещениями дома, например, собственники магазинов, офисов и дру­гих помещений, расположенных при доме. Граждане, которые занимают государственные или муниципальные квартиры, в собрании не участвуют. Они могут только присутствовать, но не голосовать. За них голосуют соот­ветственно органы государственной власти или органы местного самоуправления, в собстеенности которых находятся эти квартиры.

 

Как провести общее собрание

собственников помещений в многоквартирном доме?

 

Шаг 1. Нужен инициативный собственник квартиры, который готов заняться проведением собрания, или инициативная группа.

 

Инициатору необходимо знать, что общее собрание может проводиться как в очной, так и в заочной форме. Очная форма пред­полагает собственно проведение собрания при непосредственном участии собственников квартир и по­мещений дома. То есть все они дол­жны прийти и проголосовать.

 

Заочная форма означает, что собрания кактакового проводиться не будет. Вместо этого каждый соб­ственник получит бюллетень (под расписку), который необходимо бу­дет заполнить и к определенному сроку, указанному в сообщении о проведении собрания, отдать иници­ативной группе.

Достоинством заочной формы является также и то, что инициато­рам собрания не нужно подыскивать помещение для его проведения и собирать всех жильцов в одно время в одном месте. Кроме того, у каждого из них будет достаточно времени поразмышлять над вопросами, содержа­щимися в бюллетене, и принять правильное решение.

Шаг 2. Подготовить информационное сообщение о проведении собрания.

 

Для начала надо определить­ся с формой проведения собрания. Если избрана очная форма, то нуж­но позаботиться о том, чтобы время и место проведения собрания мог­ло обеспечить необходимый кворум. Кворум - количество голосов участ­ников, при котором собрание право­мочно, то есть его решения законны.

Если выбрана заочная форма голосования, то бюллетени для голо­сования, в которых будут отражены все вопросы повестки дня, должны быть подготовлены заранее.

В любом случае необходимо подготовить текст сообщения о проведении собрания и определить повестку дня.

Информационное сообщение должно содержать следующее:

 - сведения об инициаторе собрании (ФИО гражданина или полное наи­менование юридического лица, адрес места жительства или места нахож­дения);

-  форма проведения собрания (очное или заочное голосование);

-  дата, место и время проведения или дата окончания приема бюлле­теней, место, адрес, куда они должны передаваться повестка дня;

-  порядок ознакомления с материалами, которые будут представлены на собрании, и адрес, где с ними можно ознакомиться.

 

Шаг 3. Оповестить всех собственников квартир и помещений дома о проведении собрания.

 

Информационное сообщение должен получить каждый собствен­ник. При этом он должен быть предупрежден о предстоящем собрании, не позднее чем за 10 дней до его проведения под расписку или по почте за­казным письмом. В дальнейшем, уже после проведения первого собра­ния, информацию о предстоящих общих собраниях жильцов можно будет просто размещать в помещении, доступном для всех собственников дома.

Но пока это помещение не определено решением общего собра­ния, оповещать всех придется или под расписку, или заказным письмом по почте. Если эта процедура будет нарушена, любой собственник смо­жет в судебном порядке потребовать признания такого решения недей­ствительным и все старания пропадут напрасно.

 

Шаг 4. Провести собрание.

 

Эта часть самая сложная. Здесь инициатору собрания потре­буются помощники, которые будут регистрировать участников, вести протокол и следить за порядком.

Общее собрание собственников помещений правомочно, если в нем участвует более половины от общего числа голосов.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (п. 3 ст. 48 ЖК РФ).

На самом деле это означает, что количество голосов, принадлежа­щее каждому участнику собрания, будет зависеть от общей площади при­надлежащей ему квартиры или другого помещения (магазина, офиса, скла­да, гаража и т. п.).

Общее собрание правомочно, если в нем участвуют собствен­ники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. То есть собственники, владеющие в совокупности  большей частью дома. Если кворума нет, то придется проводить собрание повторно.

Собственников, которые пришли на собрание, рекомендуется за­регистрировать, составив список участников. Если кворум есть, собрание можно открывать.

Начать лучше с выборов председателя и секретаря собрания, кото­рый будет вести протокол. Этот вопрос будет первым пунктом повестки дня. После этого можно переходить к остальным вопросам. Желательно, чтобы в перечень вопросов повестки дня вошел вопрос об определении места (помещения дома), где будут размещаться информационные сообщения и объявления о проводимых собраниях. В дальнейшем это позволит мини­мизировать расходы на проведение общего собрания.

Важно: повестку дня менять нельзя! Она должна соответствовать той, что была указана в информационном сообщении о проведении собрания.

Для голосования лучше заранее подготовить бюллетени. Целесооб­разно выбрать счетную комиссию и передать ей функции подсчета голосов.

Бюллетени для голосования выдаются участникам под расписку, за­полняются и отправляются в урну для голосования каждым участником. После подсчета голосов по каждому вопросу счетная комиссия объявляет результаты голосования.

Эти результаты должны быть занесены в протокол общего собрания.

Такая процедура используется, если собрание проводится в форме очного голосования.

Если собрание проводится в заочной форме, достаточно, чтобы соб­ственники сдали свои бюллетени в указанный в информационном сооб­щении срок инициативной группе.

Решение о выборе способа управления многоквартирным домом считается принятым, если за него проголосовало более половины голо­сов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании.

Если же на общем собрании рассматриваются такие вопросы, как:

-  реконструкция многоквартирного дома, его расширение или над­стройка;

- строительство хозяйственных построек и других зданий, сооружений;

- ремонт общего имущества дома;

     -использование земельного участка, на котором находится дом;

     -  передача в пользование, например, в аренду, общего имущества дома,

-для принятия решения необходимо не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Шаг 5. Сообщить о решении общего собрания  и итогах голосования всем собственникам.

 

Итоги голосования и решения, принятые общим собранием, долж­ны быть доведены до сведения всех собственников. Для этого в течение10 дней со дня принятия решения

 

инициативная группа (инициатор) собрания обязана разместить в об­щедоступном для всех жильцов ме­сте (помещении данного дома) ин­формацию о результатах собрания.

 

Шаг 6. Выполнить решение общего собрания или обжаловать его.

            Решение общего собрания обязательно для всех собственни­ков помещений дома! Даже если они не принимала участия в голо­совании. Если собственник с решени­ем общего собрания не согласен, он может обжаловать его в суд в течение 6 месяцев. Воспользоваться своим правом на обжалование соб­ственник может только в том случае, если он не участвовал в собрании или голосовал «против».

Срок обжалования исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Дальнейшие действия по управлению домом зависят от того, какое решение было принято.

Вариант 1. Если собственники решили выбрать управляющую орга­низацию...

В этой ситуации важно, чтобы собственники на собрании прорабо­тали те условия, на которых они собираются взаимодействовать с управ­ляющей компанией (проект договора). На условиях, которые будут указа­ны в решении общего собрания, каждый собственник обязан заключить договор с управляющей организацией. Даже если он в этом собрании не участвовал или голосовал против решения.

И здесь важно иметь в виду, что многоквартирный дом может управ­ляться только одной управляющей организацией. То есть даже если мы с вами и не согласны с решением большинства собственников, нам все рав­но придется ему подчиниться и заключать договор с той компанией, кото­рую они выбрали, и на тех условиях, за которые они проголосовали.

Условия договора управления многоквартирным домом должны быть одинаковыми для всех собственников. Заключается такой договор на срок от одного года до 5 лет.

Управляющая компания за плату будет предоставлять услуги и ра­боты по содержанию и ремонту общего имущества дома и коммунальные услуги. Фактически, управляющая компания может стать посредником между гражданином и организациями, предоставляющими жилищно-ком­мунальные услуги и взять на себя функцию сбора платежей за них.

При этом у собственников появляется право контролировать дея­тельность управляющей организации в части выполнения ею своих обяза­тельств по договору. Но предоставляя собственникам это право, новый Жилищный кодекс не дает разъяснений, как должен осуществляться такой контроль, оставляя это на усмотрение самих собственников. Механизм контроля должен быть прописан в самом договоре.

Вариант 2. Собственники решили управлять своим домом само­стоятельно.

То есть собственники отказались от привлечения управляющей ком­пании. Это означает, что все вопросы управления домом собственники должны будут решать сами, путем проведения общих собраний по опи­санной выше процедуре. Собственники могут выбрать из своего числа того, кто будет действовать от их имени. Это должно быть зафиксировано в решении общего собрания.

Общее собрание должно определить, будет ли заключаться договор с какой-либо организацией, которая будет заниматься ремонтом, содер­жанием и техническим обслуживанием дома, или в этом нет необходимо­сти. Например, жильцы могут своими силами убирать подъезды и дворо­вую территорию. В то же время, если дому потребуется капитальный ре­монт.

Если же решено, что какая-то организация будет обслуживать дом постоянно, с ней, как и в предыдущем случае, должен быть заключен дого­вор. Только это будет уже не договор управления многоквартирным домом, а договор (или несколько договоров с одной или разными организациями) по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в много­квартирном доме. При этом все собственники будут выступать в качестве одной стороны в таком договоре.

А вот договоры, связанные с предоставлением коммунальных услуг, то есть водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления будут заключаться каждым собственником от своего имени.

Вариант 3. Решено создать ТСЖ (товарищество собственников жилья).

 

ТСЖ - это некоммерческая организация, которая объединяет соб­ственников помещений дома для того, чтобы они могли совместно управ­лять им, обеспечить его должную эксплуатацию, а также пользоваться и распоряжаться общим имуществом дома.

Если жильцы решили возложить функции по управлению домом на ТСЖ, то ТСЖ сначала необходимо зарегистрировать как юридическое лицо. Для этого общее собрание большинством голосов должно сначала утвер­дить устав ТСЖ. Лучше, если разработкой устава и процедурой регистра­ции займется юрист.

После регистрации ТСЖ необходимо поставить на учет в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного социального страхо­вания, фонде обязательного медицинского страхования и в органах стати­стики. ТСЖ должно иметь свою печать, банковский счет и имущество. Чле­ны товарищества собственников жилья не отвечают по его обязательствам, равно как и само товарищество не отвечает по обязательствам своих чле­нов.

Важно помнить, что в одном доме может быть создано только одно товарищество собственников жилья. Кроме того, в одно ТСЖ могут объе­диниться несколько многоквартирных или частных домов.

Что даст создание ТСЖ?

ТСЖ может:

- от имени всех своих членов - собственников квартир и помещений дома – заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества дома, об оказании коммунальных услуг и дру­гие договоры в интересах всех собственников;

- определять расходы на содержание и ремонт общего имущества дома, на капитальный ремонт и другие цели;

-  брать кредиты в банке;

 -  надстраивать, перестраивать, передавать в пользование часть об­щего имущества дома, например, сдавать его в аренду;

-  приобретать и застраивать земельные участки.

Это далеко не полный перечень возможностей ТСЖ. На практике это означает, что ТСЖ может осуществлять полное управление домом.

ТСЖ может заключить договор с обслуживающей организацией, ко­торая будет ремонтировать и благоустраивать дом, а может делать это са­мостоятельно, создав, например, собственную ремонтно-эксплуатацион-ную бригаду или привлекая наемных работников. ТСЖ может самостоя­тельно собирать все коммунальные и другие платежи с жильцов и перечис­лять их соответствующим службам.

Для всех собственников квартир и помещений дома ТСЖ устанав­ливает обязательные платежи и взносы в соответствии с долей каждого в праве собственности на общее имущество дома. Эта доля пропорциональна площади квартиры или помещения, которым владеет собственник. То есть чем больше площадь вашей квартиры или магазина, тем больше вы бу­дете платить за содержание и ремонт дома и придомовой территории.

Конкретный размер обязательных платежей и взносов устанавли­вается общим собранием ТСЖ. Если собственник отказывается платить  взносы и обязательные платежи, ТСЖ может взыскать их в судебном по­рядке. При этом не важно, голосовал собственник «за» или «против» реше­ния, устанавливающего размер взносов.

Но взимая такие платежи, ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние дома, своевременно проводить ка­питальные и текущие ремонты, благоустраивать придомовую территорию.

Как осуществляется управление ТСЖ?


 

Высшим органом управления является общее собрание членов ТСЖ. Именно оно решает такие вопросы, как:

-  изменение устава ТСЖ;

- реорганизация и ликвидация;

 - установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ;

 - образование специальных фондов ТСЖ, например, для капитального ремонта дома;

-  займы, кредиты;

- сдача в аренду или иное распоряжение общим имуществом.

 

Правление избирает от своего состава председателя. Срок его полномочий устанавливается уставом ТСЖ. Председатель действует от имени всего товарищества, подписывает договоры, платежные документы, совершает сделки, для которых не нужно одобрение общего собрания или правления.

 

 

Заключение

Теперь вы представляете, каким образом собственники могут уп­равлять своим домом. Выбор остается за вами.

Только от вас, от вашей организованности и вашего стремления к улучшению обслуживания в сфере ЖКХ зависит, каким будет ваш дом. Дом, в котором живете вы, ваши дети и, возможно, будут жить ваши внуки.

Обслуживающие организации должны сражаться за вас, за право пре­доставлять вам свои услуги. Будут ли они действительно сражаться за то, чтобы заполучить вас в свои клиенты, или вы по-прежнему будете бегать по коммунальным службам в поисках сантехника, зависит только от вас.

Закон на вашей стороне. Он дает вам исключительную возможность самостоятельно выбрать того, кто будет ремонтировать ваш дом, подме­тать ваш двор, вывозить мусор с вашей территории. Выбор зависит от вас. Как это сделать, вы уже знаете.

 


 

 

 

Информационное наполнение сайта:
сектор информационных ресурсов администрации Красночетайского района

 

           

 

 

Система управления контентом
429040, с. Красные Четаи, пл.Победы, д.1
Телефон: 8(83551) 2-16-61
Факс: 8(83551) 2-16-76
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика