Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krchet.cap.ru/
Светлое Христово Воскресение – торжество торжеств, величайший и радостнейший праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»
С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н.Н. Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство – без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма – неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я. Билибин и Ф.Г. Беренштам, В.И. Зарубин и И.И. Смукрович, Н.К. Пимоненко и Е.М. Бем – каждый в своей неповторимой манере. Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские «писанки» - расписные пасхальные яйца.
Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига) - с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также «Гранберг» (Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фотооткрытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.
Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушания или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки.