Чувашская кухня и трапеза представляют собой один из вариантов модели питания Волго-Уральской историко-этнографической области. Основу хозяйственной деятельности этого народа издавна составляло земледелие, в качестве подсобного следует назвать овощеводство и в меньшей степени садоводство. Соответственно, основные исходные продукты были растительного происхождения. У чувашей, как и у каждого народа, имеется определенный набор пищевых продуктов, тесно связанных с особенностями природы и хозяйства. На характере питания сказывалось соотношение отраслей традиционного хозяйства, которое у разных этно-территориальных групп имело некоторые признаки отличия в зависимости от природных и экономических условий.

Что касается национальной кухни красночетайцев на современном этапе обогатилась новыми блюдами. Основа питания – по-прежнему пища растительного происхождения, однако она не оставалась неизменной. Рожь и полба, являвшиеся основными хлебными злаками, постепенно уступают место пшенице, полба вытеснена полностью. Ржаной хлеб по-прежнему популярен и входит в основной компонент питания, однако домашние выпечки ныне в основном из пшеничной муки. Каравай хлеба выставляется на стол при проведении родильного обряда, на свадьбе с хăпарту и солью встречают свадебный поезд, а хлеб с сыром чăкăт являются основными обрядовыми угощениями.

Из пресного теста пекут лепешки (пашалу), пироги, булки, плюшки, колобок (йава) с добавлением яиц, сметаны и сахара.

Разнообразной стала начинка вареников хуран кукли, которые готовят из творога, из тушеной капусты с мясом и луком, из зеленого лука с яйцом, ягод, яблок и т.д. Любимыми блюдами являются печения с начинкой из лесных плодов – черемухи (çĕмĕрт кукли), калины (палан кукли), замешивая их с сахаром и добавляя масло и соль, выпекают пироги размером несколько меньше обычных. Пироги к праздничному столу (к примеру по случаю Николина дня - летнего) пекли также из сушеных ягод, грибов. Уважительное отношение к пирогам из лесных плодов (особенно из калины) отразилось в народных песнях.

До настоящего времени сохраняются и популярны национальные блюда из мяса – шыртан, жареная кровь. Однако ныне сократилось число умельцев изготовлять шыртан. Как и в прошлом, шыртан – гостевое блюдо для пирушек, за исключением свадебного стола. В годы войны его отсылали в качестве посылки солдату на фронт.

Традицонными являются мясные бульоны из свежего, только заколотого животного – аш (какай) шурпи, в качестве обрядового блюда употребляют бульон из баранины. Шюрьбе известно и как свадебное блюдо.

Из традиционных блюд, основными компонентами которых являются яйца и молоко, бытуют, в том числе с местной спецификой, приготовление омлета çăмарта хăпартни. Весьма употреблен домашний сыр, известный в двух видах – круглый (чăкăт). Чăкăт – такое же универсальное ритуальное блюдо, как и круглый хлеб, каша и пиво. Обрядовым блюдом является молозиво ĕне ырри, на трапезу приглашаются родственники, дети, совершаемые обряды связаны с пожеланиями хорошего удоя. В употреблении традиционные молочные напитки уйран (пахта), тутлă турăх (варенец).

С кашей связаны почти все значительные семейные обряды и торжества, что дает основание говорить об универсальности традиционной каши. В семейном быту известны такие трапезы как пошшол патти — угощение кашей в знак окончания торжества, выхода замуж дочери, смерти члена семьи; т.н. салтак патти (походнай) — при проводах в армию, переезде на другое местожительство; кĕр пăтти — ритуальная каша на осенних поминках (как, впрочем, и на других поминках), никĕс пăтти — каша по случаю закладки фундамента дома и другие. Семейное событие, как правило, не обходится без традици­онных супов и шюрьбе, их подача на стол носит обрядовый характер, в том числе хĕр яшки (суп, приготовляемый молодухой в доме своих родителей), хăна яшки (суп, подаваемый по случаю прихода гостей, прибытия свадебного поезда) и др.

Еще более традиционный характер имеет обрядовая пища на поминках. С ритуальными блюдами — хлебом и сыром чăкăт и юсманом на куске холста — шли раньше перед траурной процессией. Обычными блюдами на поминках являются суп с курятиной, каша, жаркое, омлет, яйца, сыр, лепешки, ватрушки, пироги, пиво, от каждого блюда по языческой традиции кладут часть еды для усопших. Поми­нальные блюда по средам и пятницам могут быть постными. Блины с медом дают всем пришедшим проститься с умершим. На 40-й день в завершение трапезы всех угощают пивом.

Ритуальные блюда присутствуют на торжествах в связи с праздниками зимнего солнцеворота Раштав, Сурхури, Кăшарни. Игровые элементы сурхури тесно связаны с обрядовыми печеньями как колобки йăва. Прежде чем угостить новогодними яствами (колобки, пироги), участники новогоднего обхода Сурхури просили исполнить обрядовые песни.

На Масленице обязательными являлись молочные продукты. Блины, выпекаемые к этому обряду, подаются со сметаной или ряженкой, на праздничном столе бывают масло, сметана, ряженка, молоко, мясо, каша.

Использование местных продуктов в оригинальных сочетаниях и пропорциях, применение свойственных для нашей местности добавок и приправ позволяют занять современной красночетайской кухне свое прочное место среди огромного разнообразия традиционных и экзотических кушаний.