|
Престольный праздник Архангела Михаила в селе Штанаши |
В каждом уголке села, деревни, есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющий тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность: «Именно в с.Штанаши Красночетайского района особенно по своему празднованию престольного праздника Архангела Михаила со всеми ее ритуалами, традициями и обычаями». Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи ангелов празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитыми молениями, как и следует, в восьмой день месяца ноября. Над всеми девятью небесными чинами ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом святый архистратиг Михаил, как верный служитель Божий. |
В селе Штанаши церковь возникла 1770 году. Церковь на протяжении всей истории оставалась деревянной и имела два престола. Главный, холодный, был назван в честь Вознесения Господня, а придельный, теплый – имя Аристратига Божия Михаила. По словам нынешнего священнослужителя церкви отца Амвросия и старших жителей с.Штанаши, у Штанашской церкви был свой престольный округ. Туда входили соседние деревни Арайкассы, Обыково, Кюрлего, Русские и Новые Атаи, Яманы и Кошлауши. Жители этих деревень хоронили своих умерших на кладбище рядом с церковной оградой и решили вместе отмечать день Архангела Михаила 21 ноября, так как в этот день святили его престол. Соседние же деревни Старые Атаи и Чербаи туда не входили и входили в округ Рождества Пресвятой Богородицы.
|
В откровении св. Иоанна Богослова архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «Была война на небе; Михаил и ангелы его воевали против дракона, и извержен был великий дракон, змий древний, называемый дьяволом и сатаною, с его ангелами на землю».
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и православном. Служение их состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумие воли Божьей, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам ангелам, а через них – людям.
|
Былые времена, отмечать праздник Архангела Михаила в с.Штанаши собирались родственники до седьмого поколения после дневной службы в церкви. Собой из гостинцев брали две лепешки и домашний сыр. Спиртного и пива не брали. Хозяева встречали гостей с хлебом и солью. На стол ставили еду, выращенную со своего хозяйства. В то время выращивали просо, картофель, капусту и т.д. Забивали скот, какой был. Варили суп мясной, выпекали пироги с картошкой и капустой. Обязательно должен быть на столе шырттан и каша пшенная. В те времена не у всех была гармошка, те у кого не было, выбивали музыку заслонкой от печки и звенели ложками. Песни пели в основном грустные, взятые из жизни.
Цели праздника:
- возрождение и сохранение культурных национальных местных традиций на территории с. Штанаши; - пропаганда престольного праздника Архангела Михаила как одно из средств нравственно-эстетического воспитания населения; - сохранение обрядовых национальных местных костюмов; - приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной культуры; - повышение исполнительского мастерства в местной народно-певческой традиции.
|
Информационная поддержка: Штанашская сельская модельная библиотека Красночетайского района
Техническая поддержка: отдел информатизации администрации Красночетайского района