Устаревшая версия сайта

Новый информационный ресурс доступен по адресу http://krchet.cap.ru/

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://krchet.cap.ru/

                            УТВЕРЖДЕНА

                                                           Собранием депутатов

                                                           Красночетайского района

                                                           Чувашской Республики

                                                           «___»__________2008 г. № ___

 

 

Районная  программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Красночетайском районе Чувашской Рсепублики на 2008 – 2010 годы.

 

 

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее

решения программными методами

 

В 2003 году на предприятиях Красночетайского района произошло 11 несчастных случаев, в 2004 году – 6, в 2005 году – 4, в 2006 году – 4, в 2007 году-3  Районная целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2008–2010 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиоло­гичес­ком благополучии населения», Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Указом Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. № 65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004–2010 годы», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2007 г. № 164 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2006 году».

Современный этап экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется развитием промышленного производства, сферы обслуживания, строительства, успешной реализацией приоритетных национальных и пилотных проектов, реформированием бюджетной сферы, перераспределением работников между отраслями экономики.

В то же время анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы. В Российской Федерации ежегодно от воздействия вредных и опасных производственных факторов умирают 150–190 тыс. человек. Неблагоприятные условия являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно травмы на производстве получают около 200 тыс. человек, регистрируется более 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, более 14 тыс. человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. Свыше 30 процентов умерших – это граждане трудоспособного возраста.

Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилось с 17,1 процента в 1997 году до 23,4 процента в 2006 году. Ежегодно около 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

Одна из серьезных проблем заключается в том, что действующая в настоящее время в России система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.

Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативная правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда, основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20–30 лет назад, и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.

В целом модель управления системой охраны труда, сложившаяся в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям развития экономики и перспектив­ным задачам перехода на новый тип производства.

В Чувашской Республике и Красночетайском районе по итогам диспансеризации работающих также наблюдается напряженная ситуация со здоровьем трудоспособного населения, связанная с ростом заболеваемости в основном артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения, но и самым распространенным заболеванием, принимающим характер эпидемии. В 2006 году зарегистрировано более 96 тыс. больных артериальной гипертонией, ее распространенность составляет 943,33 на 10 тыс. взрослого населения.

В Чувашской Республике, как и в России в целом, основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются несчастные случаи, травмы, отравления и другие воздействия внешних причин, обусловленные социальными факторами и являющиеся предотвратимыми. Внешние причины определяют более 36,4 процента всех преждевременных потерь трудоспособного населения, что превращает их в главное препятствие росту продолжительности жизни.

Наибольшие потери рабочих дней от невыхода на работу в связи с болезнью как у мужчин, так и у женщин приходятся на возраст 45-49 лет.

Вместе с тем в Чувашской Республике в целом сохранена положительная тенденция снижения травматизма на производстве. Несмотря на сокращение числа пострадавших, по уровню производственного травматизма Чувашия продолжает занимать ведущие позиции в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Республике Башкортостан и Пензенской области.

Число смертельных случаев на производстве по-прежнему остается высоким. По оперативным данным Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в 2006 году в Чувашии на производстве погиб 41 человек (в 2005 году – 35), 108 человек получили тяжелые травмы (в 2005 году – 128). За 10 месяцев 2007 года на производстве погибли 27 человек против 37 за аналогичный период прошлого года, 85 человек получили тяжелые травмы против 92 за аналогичный период прошлого года.

Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, являются результатом неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. К причинам несчастных случаев следует также отнести несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.

В Чувашской Республике неуклонно растет количество работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2006 году в таких условиях труда было занято 26,1 тыс. человек, или 20,5 процента работников обследованных организаций (в 2005 году – 18,8 процента, в 1997 году – 16,2 процента).

Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний.

Причинами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний в 2006 году послужили несовершенство технологических процессов – 36,9 процента, конструктивные недостатки машин и оборудования – 40,0 процентов, несовершенство санитарно-технических установок, нарушение режима труда и отдыха – по 4,62 процента.

По данным федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике», только в 2006 году впервые признаны инвалидами вследствие профессионального заболевания 21 человек (в 2005 году – 25 человек), а вследствие травм на производстве –
45 человек (в 2005 году – 54 человека).

Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные мероприятия по их улучшению. Основной проблемой в развитии аттестации рабочих мест по условиям труда являются непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. В результате, несмотря на обязательное требование трудового законодательства, удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, на протяжении ряда лет не превышает 2,3 процента от общего количества зарегистрированных в Чувашской Республике организаций.

Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблемы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требуют программно-целевого комплексного подхода как на республиканском, так и на местном уровне.

Необходимо развивать современную систему мониторинга условий и охраны труда с учетом оценки существующих профессиональных рисков, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Целесообразно продолжить совершенствование государственной системы управления охраной труда, форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, развитие медицины труда и технологий формирования здоровья работающих, физической культуры и спорта с учетом специфики производства, пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных для здоровья привычек среди трудоспособного населения. Особое внимание следует уделять вопросам охраны труда в субъектах малого предпринимательства, роль которых в развитии современной экономики возрастает.

Переход от системы ликвидации последствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков позволит повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Настоящая Программа отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная государственная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит создать эффективные механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал республики и района.

 

II. Основные цели и задачи Программы.

Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы

 

К основным целям Программы относятся:

снижение профессиональной заболеваемости, производственного травматизма;

сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.

Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи:

снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

повышение качества рабочих мест и условий труда;

сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин;

развитие системы обучения по охране труда;

сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;

внедрение работодателями современных систем менеджмента охраны труда, основанных на международных стандартах;

информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения.

 

 

III. Перечень программных мероприятий

 

Мероприятия Программы распределены по пяти направлениям:

совершенствование нормативных правовых актов в области  условий и охраны труда и здоровья работающих;

организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;

оздоровление и реабилитация работающих;

учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;

учебное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;

информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.

Мероприятия по реализации Программы проводятся согласно приложению № 1 к Программе.

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

Реализация Программы осуществляется за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

(тыс. рублей)

Объемы затрат по источникам финансирования

Этапы реализации

2008–2010 гг.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

 

815

235

275

305

из местных бюджетов*

 

15

5

5

5

из внебюджетных источников**

800

230

270

300

______

  * Средства местных бюджетов будут использованы в случае установления расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

** Финансирование за счет внебюджетных средств предполагает использование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профсоюзов, обучающих организаций, органов по сертификации работ по охране труда.

 

Исходя из возможностей районного бюджета объемы средств, направляемых на реализацию Программы, могут уточняться.

 

V. механизм реализации программы

 

Государственным заказчиком – координатором Программы является Администрация Красночетайского района Чувашской Рсепублики, отдел социальной защиты населения Красночетайского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Отдел социальной защиты населения Красночетайского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности  органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений района,  осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 января до 2011 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Отдел социальной защиты населения Красночетайского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Отдел социальной защиты населения Красночетайского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития  Чувашской Республики.

 

 

 

Информационное наполнение сайта:
сектор информационных ресурсов администрации Красночетайского района

 

           

 

 

Система управления контентом
429040, с. Красные Четаи, пл.Победы, д.1
Телефон: 8(83551) 2-16-61
Факс: 8(83551) 2-16-76
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика