Устаревшая версия сайта

Новый информационный ресурс доступен по адресу http://krchet.cap.ru/

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Указ Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 № 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://krchet.cap.ru/

О Стратегии  развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

 

21 марта 2008 года Президент Чувашской Республики Н. Федоров подписал Указ № 25  «О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года».

Принимая  Стратегию, Чувашия  первой  в России смоделировала  образовательную политику республики более чем на тридцать лет вперед. На заседании экспертной комиссии по обсуждению проекта этого документа  в режиме он-лайн Президент Н. Федоров объяснил постановку  столь неожиданной задачи перед Правительством республики. «Нам не на что больше рассчитывать в своем развитии, кроме как на интеллектуальный потенциал наших граждан, эффективность воспроизводства знаний,  развитие экономики, идей, высококвалифицированных специалистов. Делать это нас  заставляет  сама  жизнь: у нас нет сырьевых ресурсов».

Стратегия разработана по инициативе Президента Чувашской Республики. Документ стал логическим продолжением президентской программы «Новая школа» и ряда других целевых республиканских программ в области образования, которые дали старт не только системным  преобразованиям  в отрасли, но и оказали заметное влияние  на повышение  качества жизни  населения в целом.

Цели, заявленные в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, направлены на последовательное повышение качества жизни населения, развитие человеческого потенциала и обеспечение опережающего  развития  эффективной системы непрерывного образования как главного стратегического  ресурса экономики инновационного типа.  

В основу моделирования образования будущего заложено представление о системе образования как источнике новых социальных и экономических отношений, который определяет сценарий сегодняшней и завтрашней жизни. Это формирование личности, способной к качественному непрерывному образованию, что позволит производить товары и услуги, основанные на новых знаниях. И даже больше - извлекать прибыль из самих знаний, информаций, технологий, проектов и разработок.

При успешной реализации стратегических планов общий индекс и индекс образования в Чувашской Республике к 2040 году реально достигнет показателей передовых стран мира.

Согласно  Стратегии характерными чертами образовательного процесса станут непрерывность образования, его доступность и индивидуальный подход.

В системе дошкольного образования будет создана гибкая сеть учреждений различных видов и типов, в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, частных, корпоративных, которые смогут полностью удовлетворить потребности населения в дошкольных образовательных услугах.

Предлагается внедрение поэтапной системы ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения. На каждого ребёнка должна быть составлена электронная карта, используя её базу можно проводить своевременную коррекцию, выстраивать индивидуальную траекторию творческого, интеллектуального и физического развития.

Дошкольное образование будет доступно всем детям в возрасте от рождения до поступления в школу в удобной для семьи форме.

В школьном образовании будут созданы условия для получения качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и доходов родителей.

Предполагается массовый переход от классно-урочной системы на реализацию индивидуальных образовательных программ с учетом особенностей психофизиологического и физического развития детей. Каждый школьник будет иметь возможность выбирать школу, иное образовательное учреждение, образовательную программу, педагога, форму обучения.

Квалификация педагогических кадров будет соответствовать мировому уровню. Предполагается, что наиболее опытные учителя, владеющие специальными методиками, будут обучать всех граждан республики, а школы станут круглогодичными, круглосуточными образовательными и информационными центрами для всего населения.

Основу образовательных программ составит компетентностный подход, который позволит использовать полученные знания, умения, навыки для решения любых жизненных ситуаций. Ключевым его звеном станет социализация (воспитание): готовность личности к самосозиданию, умение делать выбор, способность к самостоятельному, творческому, критическому мышлению, высокая нравственность и ответственность.

Равные  возможности для  профессионального  самоопределения  учащимся  предоставит профильное  обучение. Сегодня более 2/3 старшеклассников занимаются по профильным программам: знакомятся с рынком труда, проходят тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучают предметы, необходимые для получения будущей профессии и др. В перспективе появятся сетевые образовательные программы по разным профилям, реализуемые по модульной технологии. Изучение их будет проводиться и на базе учреждений профобразования, и на базе предприятий и организаций - с активным использованием дистанционных технологий, сетевых тьюторов, которыми станут как педагоги, так и специалисты организаций.

Наряду с образовательными будут широко использоваться новые технологии сохранения и развития здоровья детей и молодежи, основанные на самоорганизации здорового образа жизни.

Получит дальнейшее развитие республиканский рынок качественных профессиональных образовательных услуг для граждан всех возрастов.  Повышение инвестиционной привлекательности учреждений образования будет осуществляться путём реализации гибких образовательных систем, обеспечивающих индивидуализацию, непрерывность и доступность качественного образования. Принимаемые меры позволят готовить кадры, востребованные инновационной конкурентоспособной экономикой, ориентированной на международные нормы качества. Предполагается, что  к 2020 году все образовательные учреждения образования будут сертифицированы на соответствие  требованиям международных стандартов.  Это позволит учебным заведениям  и их выпускникам  выйти на  международный  рынок  образовательных  услуг. К  2040 году  профессиональное образование полностью перейдет на  кредитно-модульную  систему.  Учащиеся и   студенты будут осваивать  программы,  обучаясь в  лучших образовательных центрах мира, и  получать качественное  профессиональное образование, соответствующее запросам  личности  и экономики.

Основным направлением развития профессионального образования в управленческом аспекте будет  формирование производственно-научно-образовательных комплексов по кластерным группам, создаваемых на условиях государственно – частного партнёрства. При этом в одной связке будут работать профессиональные учебные заведения всех уровней, предприятия, отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, внедренческие центры и т.п. Это будут своего рода «профессиональные холдинги», осуществляющие подготовку рабочих и специалистов в соответствии с потребностями конкретной отрасли.

Сегодня договорные отношения действуют между учреждениями профессионального образования и более чем с 800 предприятиями и организациями; системой непрерывного профессионального образования охвачено около 25 процентов населения (учителя, врачи и т.д.). До 2020 года планируется предоставить возможности получения любого вида качественного  образования всем гражданам.

Основной проблемой на протяжении всего постсоветского времени пока что остается несоответствие спроса и предложения на рынке труда. В последние годы стали устойчивыми тенденции роста спроса на  высоквалифицированных рабочих и снижение спроса на специалистов со средним специальным и высшим образованием в гуманитарной сфере. Так, например, заявки бизнеса в 2007 году не удовлетворены по профессиям машиностроения и строительства. По данным Госслужбы занятости Чувашии по состоянию на 1 января 2008 года коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности безработных граждан к числу заявленных вакансий) по рабочим профессиям составил 0,8, а по специалистам – 3,4.

Сбалансирование рынка  труда потребовало пересмотра существующей институциональной среды, изменения структуры профессий и специальностей, контрольных цифр приема, формирование сети многоуровневых образовательных учебных комплексов, ведущих подготовку по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования. Такая интеграция  позволяет сократить сроки обучения на уровне техникума или колледжа на один год и  обеспечить ускоренный выход специалиста на производство.

Передача учреждений НПО на республиканский уровень, создание модели ресурсных центров, возрождающее партнерство с работодателями, все это позволило модернизировать систему, приводя ее в соответствие с запросами современной экономики.

Постоянный мониторинг рынка труда позволил прекратить подготовку по невостребованным 22 рабочим профессиям и 18 специальностям среднего профессионального образования. В то же время появилась потребность в новых специальностях (промышленный дизайн, маркетинг, брендинг, общественные связи и инжиниринг и логистика), а также рабочих для высокотехнологичных производств. Всего за последние годы начата подготовка по 63 новым направлениям.

Результатом стало снижение доли выпускников, зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных (в 2007 году безработными зарегистрированы 1,4 % выпускников учреждений НПО, 4,6 % выпускников техникумов и колледжей, 4,7 % выпускников вузов), что намного ниже по сравнению с 2006 годом.

Дальнейшее комплексное преобразование сферы профессионального образования – это переход на подготовку рабочих и специалистов на основе государственного, муниципального, корпоративного и индивидуальных заказов с одновременным усилением автономности образовательных учреждений. В настоящее время более 70 процентов учащихся учреждений начального профессионального образования обучаются на основе заказа, полученных от работодателей. Этот показатель в системе СПО составляет 11,5 процента, в учреждениях ВПО – около 30 процентов.

Предстоящее вхождение России в ВТО, обострение конкуренции на Европейском рынке труда требуют дальнейших изменений существующей институциональной среды и поддержки кластерных инициатив.

Формирование кластера «Машиностроение и энергетика» в республике связано с интенсивным развитием новых производств на предприятиях Концерна «Тракторные заводы», авио-, авто-, судостроение на ОАО «НПК «Элара» и других предприятий, потребовало создание двух образовательных комплексов на базе Чебоксарского электромеханического колледжа (путем объединения кадровых и материальных ресурсов профессионального лицея и профессионального училища № 19 г.Чебоскары и самого колледжа) и Чебоксарского машиностроительного техникума (путем объединения кадровых и материальных ресурсов профессионального училища № 8 и самого техникума), кластера «Химия и химические технологии» - создание комплекса на базе Чебоксарского химико-механического техникума путем присоединения к нему профессионального училища № 9 г.Новочебоксарск. Начато формирование подобных комплексов для агропромышленного комплекса и сферы обслуживания.

Основу образовательной политики составит общественный договор между всеми субъектами образования – его заказчиками, исполнителями, благоприобретателями. Постепенно предстоит уйти от доминирующей установки воспринимать образование как монопольную функцию государства. На первый план выступить система заказов: государства, муниципалитетов, корпоративных и индивидуальных заказчиков.

Реализация приоритетных направлений Стратегии будет проходить в два этапа. На первом (до 2020 года) - предлагается комплекс проектов, охватывающий все направления работы для выявления точек роста, которые смогут обеспечить опережающее развитие образования.

Второй этап реализации Стратегии (2021 – 2040 годы) предполагает разработку инновационных проектов на основе уточнённых стратегических приоритетов развития Российской Федерации, глобальных изменений в мировом сообществе.

 

Информационное наполнение сайта:
сектор информационных ресурсов администрации Красночетайского района

 

           

 

 

Система управления контентом
429040, с. Красные Четаи, пл.Победы, д.1
Телефон: 8(83551) 2-16-61
Факс: 8(83551) 2-16-76
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика