По своим историко-этнографическим особенностям население Красночетайского района относится к верховым чувашам (вирьял), но при этом оно выделяется в особую, красночетайскую группу.

 

Корреспонденты К.В.Элле утверждали, что Красные Четаи основали переселенцы из Выльского Четая (Выльским Четаем они называли Большие Четаи). Этот населенный пункт, по всей вероятности, возник до выделения Юмачевской волости из состава Чебоксарского уезда, то есть до начала XVII века, так как Красные Четаи и Большие Четаи оказались в разных уездах.

Между ревизиями 1710 и 1746 гг. переселенцы из ныне входящих в Аликовский район селений основали красночетайские деревни Аликова, Мочеева, Сура-Шумшеваши, Селоустье, Сура-Тухтамыши, сохранившие названия материнских пунктов. Из Большого Ямашево вышло Ямашево.

После 1747 г. из этого же региона переселились первые жители Больших и Малых Атмень, Токташево, Хватукасы. Корреспонденты К.В.Элле в своих работах считают эти населенные пункты основанными выходцами из одноименных деревень Аликовского района. Свидетельством этого является то, что все выше перечисленные населенные пункты до 1781 г. числились в этой же волости, в той сотне, откуда переселились¹.

По народному преданию, деревня Питишево /Утаркасси Красночетайского района/, входившая в 1746 г. в Аликовскую сотню, была основана из Селоустья². В этой сотне числились Пандиково и Кошкильдино, из этого мы можем заключить, что указанные населенные пункты были основаны из ареала Аликова-Селоустья. Переселенцами из Шумшевашево была основана дер. Хоршеваши, входившая до 1781 г. в Шумшевашскую сотню. Испуханы переселились из Усьпан Багишево Ядринского уезда /ныне Испуханы Ядринского района/. В свою очередь Усьпан Багишево было основано выходцами из Теренгулово-Багишево /ныне Большие Багиши Ядринского района/.

Дер. Верхнее Аккозино переселилось из дер. Акказина /в период вхождения Чувашии в состав Русского государства был головным селением марийского сотника Акказа/. По-чувашски Верхнее Аккозино называется Тури Çĕрпукасси, что значит «околодок сотенной деревни». Выселок этой деревни Кузнецово по-чувашски называется Анат Çĕрпукасси.

В этом районе имеются населенные пункты, основанные феодалами Казанского подчинения, возможно, они были переселенцами из Приказанья. В предании, записанном в 1910 г., говорится, что на месте села Большие Шемердяны жили три брата, подчинившиеся Казани чувашские улбуты Шемердень, Хмарка /Кумарка/ и Тоганаш. Их слуги /крепостные/ были из четаевских деревень. Шемердень был очень воинственным. Он притеснял своих слуг, враждовал с братьями, Тоганаша даже хотел убить. Хмарка и Тоганаш ушли от своего брата и основали деревни Кумаркина и Тоганашево. После ухода братьев Шемердень еще более озлобился. И его слуги стали отходить от него, осели в деревнях Сеткасы, Ойкасы, Тукасы, Яровайкасы и других. По записи К.Ф.Соловьева, четаевские деревни были отданы Шемердену в рабство. Шемердень имел связи с русскими князьями. Один из потомков Хмарки жил у татар до 60 лет и стал мусульманином. Потом он возвратился в Кумаркино, но его там не приняли, он вынужден был основать Малое Кумаркино. Как пишет В.Д. Дмитриев, «еще Н.И.Золотницкий отождествлял фольклорного Шемердяна с историческим князем Шемерданом Чурачиковым /Чураковым/, который в 1529 г. в составе казанского посольства побывал в Москве и участвовал в переговорах с великим князем Василием III. Предания как-будто дают основание для такого отождествления» ³.

Как показывает чувашское название деревни Хозанкино /Хусанушкăнь/, основателями этой деревни были переселенцы из-под Казани.

Переселенцы из деревни Второе Янгильдино Кинярской волости /ныне Юськасы Красноармейского района/, и из Сормово Сормовской волости Ядринского уезда основали населенные пункты Янгильдино и Сормово.

Таким образом, все вышеперечисленные населенные пункты расселились в левобережье Вылы, так как междуречье Вылы и Сормы к этому времени уже было густо заселено.

На территории Красночетайского района имеются следы проживания мордвы. В верховье реки Мочкаушки названия трех селений связаны с эрзей – Урумово /Кивĕ Ирчемес/, Мочковаши /Çĕнĕ Ирчемес/ и Осиново /Ирчкасси/.

К XVI веку здесь распологались самостоятельные марийские и мордовские населенные пункты и чуваши пришли в ранее существовавшие марийские и мордовские деревни. В XV-XVI веках приток чувашского населения происходил за счет восточных верховых. Так, Янымово, входившее в состав Кувшинской волости Чебоксарского уезда, было основано переселенцами из Лапсар /старое название - Янымово/. Мурзаково переселилось из одноименной деревни Кинярской волости и вплоть до 1784 г. числилось в составе Чебоксарского уезда.

Красночетайская группа вирьялов образовалась в результате передвижения чувашей из средней и Сундырской подгруппы верховых, мало подвергалась влиянию низовых. Эта подгруппа формировалась в XVI-XVII веках. Красночетайская подгруппа, находившаяся между реками Сура и Выла, обособилась от других, групп большим массивом сурских лесов.

 

Материалы взяты из книги:

Формирование этнографических групп и подгрупп чувашей (на территории Чувашии).

Автор составитель Л.И.Иванов. Чебоксары, 1992.

 

 

 

¹ - НА ЧНИИ. Кн.пост.8.Ед.хр.569.с.143.

² - НА ЧНИИ. Отд.З.Т.191.С.1422-1432.

³ - Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Ч.I.C.5.